Салон саксофонов
Москва, 12-й проезд Марьиной рощи 8 стр 2
ежедневно 11:00 - 20:00
+7 (925) 509-28-04
Ремонтная
мастерская
+7 (926) 378-11-24

Евгений Уточкин: Советы по уходу за саксофоном

Мастер по ремонту саксофонов Евгений Михайлович Уточкин при участии Арнольда Владимировича Дедова  провел в нашем салоне мастер-класс, посвященный уходу за саксофоном, его ремонту и настройке. Музыканты задавали вопросы, и мастера открывали  свои секреты и делились опытом.

— Какие требования следует предъявлять к мембране подушек? Как относиться к «кенгуровой» коже подушек, которую хвалят на некоторых американских сайтах? Что и насколько улучшает такая кенгуровая кожа у подушек?

С такой кожей Евгений Уточкин не встречался. Более того, он не видит никакой разницы между дорогими и дешевыми фирменными подушками. Имея возможность сравнить самые дорогие подушки, которые использует фирма «Julius Keilwerth» и самые дешёвые от этой же фирмы, мастер разницы не обнаружил. На теноре его сына уже 7 лет стоят самые дорогие подушки от «Julius Keilwerth». За это время, разумеется, случались какие-то регулировки этих подушек, но не износилась ни одна. Но в то же время, на саксофоне одного уважаемого московского музыканта (было названо конкретное имя) вот уже 5 лет успешно стоят поставленые им дешевые китайские (т.к. других на тот момент не было).
— Если в поставленном на саксофон наборе присутствуют подушки с разными резонаторами, — насколько это влияет на тембральную ровность звучания ?

Какой бы то ни было разницы в тембре при использовании металлических и пластиковых резонаторов Евгений Михайлович ни разу не слышал. При этом, металлические резонаторы рано или поздно начинают ржаветь и это даёт грязь. А пластиковые резонаторы ржаветь не могут.
— Какими особыми характеристиками (хорошими или нехорошими) обладают современные силиконовые подушки?

Cиликоновые подушки, которые западные фирмы некоторое время назад пытались использовать, не прижились. Оба мастера — и Уточкин, и Дедов — отметили техническую неоправданность силиконовых подушек — они замедляют работу механики при игре.
— Как правильно снять старую подушку с чашки?

Чтобы снять грамотно установленную подушку (то есть приклеенную не на клей «Момент» или аналогичный, а либо на сургуч, либо на ПВА), нужно аккуратно подогреть чашку клапана и потом будет достаточно слегка поддеть подушку иголкой сбоку, и она сама поднимется. Для подогрева Евгений Уточкин пользуется газовой горелкой, а Арнольд Дедов — специально подготовленным и закреплённым в тисках паяльником. Упоминавшимися на форуме «промышленными фенами» ни тот, ни другой не пользуются.
— Какой клей лучше всего использовать для приклеивания подушек?

И Евгений Уточкин, и Арнольд Дедов используют клей ПВА. По словам А. Дедова, на фабрике Henri Selmer Paris используется щеллак, но там использование этого клея оправдано технологией. А в ремонте инструментов более удобен клей ПВА, т.к. он также легко расплавляется при нагревании.
— Как правильно установить новую подушку?

Важно, чтобы резонатор был приклеен к чашке клапана — только тогда он будет «работать» как резонатор. При установке подушки в чашку клапана тыльная сторона резонатора должна гарантированно касаться металла чашки. Для этого подушку следует предварительно промять пальцами — так, чтобы обратная (тыльная) сторона подушки стала абсолютно ровной. После такой подготовки сам резонатор получается как бы слегка утопленным в подушку.

Прежде чем вклеить подушку в клапан, мастер многократно примеряет её. Если с какого-то края подушка встаёт неровно, то мастер в этом месте подкладывает в чашку клапана дополнительные слои бумаги или картона, при этом очень точно помечая, как именно примерялась эта подушка. В процессе этих примерок подушка вкладывается в чашку клапана, клапан ставится на своё место в механике, и уже на месте проверяется, насколько хорошо подушка встаёт куда надо. И только после этого подушка приклеивается. Для этого в центр чашки капается капля силикона из небольшого термо-пистолета, а края дна чашки смазываются небольшим количеством клея ПВА. Потом подушка максимально ровно устанавливается в чашку (ровность контролируется на глаз). Затем клапан устанавливается в механику сакса, чашка клапана нагревается горелкой до момента когда из-под подушки пойдёт пар, и клапан слегка (очень легким нажатием пальца) прижимается к голосовому отверстию.

Если в результате такой установки остаётся щелка, то чашка клапана снова нагревается, подушка извлекается, и всё начинается сначала. По словам мастера, такое бывает очень часто — почти каждую подушку приходится переустанавливать по нескольку раз.
— Как подогнать неродную подушку под нужный размер чашки?

Мастер сказал, что всё это делается в буквальном смысле руками. Руками аккуратно разбирается подушка, т.е. отворачивается лайка, потом основа подушки аккуратно подрезается ножницами под нужный размер, а затем лайка руками заворачивается обратно и заклеивается всё тем же клеем ПВА.
— Как часто стоит смазывать оси в саксофонной механике?

Эту процедуру часто делать не следует. Масло само по себе довольно стойкое, а его излишки создают потёки, к которым липнет пыль. Если музыкант чинит сакс не сам, а носит его к мастеру, то ему вообще не следует беспокоиться о смазке инструмента — достаточно того, что мастер смажет инструмент раз в два года. Если же саксофонист сам ремонтирует свой инструмент, то всё равно смазывать оси следует не чаще чем раз в полгода. Для этого оси следует вынимать из механики, т. к. если капать масло снаружи, то оно плохо проникает внутрь трущихся соединений, и к тому же капли масла могут остаться на внешних частях механики, к которым потом будет липнуть пыль.
— Как грамотно убрать люфты в механике?

Эта работа требует специального оборудования. Единственное что можно сделать дома — это вставить в лагу ось и обжать разболтавшийся конец лаги пасатижами (предварительно обмотав их изолентой или фум-лентой, чтобы не поцарапать лагу). Обжимать следует долго — перебирая лагу по кругу с разных сторон; таким образом уменьшится и внутренний диаметр разболтавшегося отверстия, и сама лага чуть-чуть удлинится.
— Как выпрямить основной ствол саксофона, если он слегка погнулся?

На этот вопрос Евгений Уточкин сначала отказался отвечать — типа он это исправляет, но как именно — не скажет. Но потом сдался. В таких случаях он, предварительно сняв механику, берёт ствол сакса руками за концы и выпрямляет его через колено. Но музыкантам самим это делать не стоит — не имея опыта, сакс во время такой процедуры можно очень легко сломать. Особо хрупким является место, где близко одно к другому находятся голосовые отверстия Си-Бемоль и трельный боковой До.



Возврат к списку