Салон саксофонов
Москва, 12-й проезд Марьиной рощи 8 стр 2
ежедневно 11:00 - 20:00
+7 (925) 509-28-04
Ремонтная
мастерская
+7 (926) 378-11-24

François Louis. О мундштуках.

Франсуа Луи, всемирно известный бельгийский мастер по мундштукам, подробно объясняет принципы взаимодействия мундштука и трости и рассказывает о том, на что следует обращать внимание при подборе мундштука. Марьячи, апрель 2011 Специальные гости мастеркласса — Антон Румянцев (тенор-саксофон), Франк Ваганэ (альт-саксофон), Константин Горшков (тенор-саксофон), Сергей Баулин (тенор-саксофон), Евгений Борец (пиано), Сергей Хутас (контрабас) и Сергей Остроумов (ударные) — исполняют парочку стандартов. На всех саксофонах мундштуки и лигатуры от Франсуа Луи. Мастеркласс организован в сотрудничестве с Александром Солововым и концертным агентством AS-Art, Бельгия.


Полный перевод мастеркласса

Privet!

Вероятно, вы все здесь саксофонисты. Значит вы знаете, что мундштук – это важная вещь. Некоторые из вас, вероятно, пробовали разные мундштуки; кто-то, возможно, только один мундштук. Те, кто попробовал разные – знают, что даже небольшие изменения в мундштуке могут иметь очень сильное влияние на игру. И я постараюсь сейчас показать вам, что на что влияет в мундштуке. Если поменять что-то в мундштуке, то как это отразится на его игре. Возможно, это поможет вам подобрать наиболее подходящий мундштук для вашей игры

Сначала нарисуем схему мундштука. Я нарисовал его пастью вверх, потому что нам сейчас интересна именно эта часть. Это стол, на который кладется трость. Он должен быть очень плоским – трость сама плоская, поэтому и стол должен быть плоским, чтобы обеспечить плотное прилегание трости.

Когда мы дуем в саксофон, воздух идет внутрь – сначала мундштука, затем саксофона – через зазор между тростью и мудштуком. Хотя вы посылаете воздух с некоторым давлением, и по определенным причинам, которые слишком долго объяснять, воздух, который поступает в саксофон, не хочет сквозь него проходить – потому что воздух, который уже находится

в саксофоне, не хочет двигаться. Поэтому в саксофоне происходит сжимание воздуха до некоторого давления, а затем давление вдуваемого воздуха прижимает трость к мундштуку. Затем воздух, находящийся в саксофоне под давлением, стремится расшириться, и его давление распространяется во все стороны. Давление, когда трость прижата, возвращается обратно к трости.

Таким образом, мы создаем давление, которое стремится прижать трость, а давление изнутри мундштука стремится отжать трость, т.е. восстанавливает баланс. При достижении баланса давлений трость под действием упругости распрямляется и снова открывает окно мундштука. Распрямившись, трость отогнется в противоположную сторону, а затем под действием упругости опять вернется. Таким образом мы запускаем движение, и все эти элементы в нем участвуют.

Трость будет комфортна, если ее упругость соответствует давлению вашего естественного воздушного напора. Тем, кто дует с сильным напором, нужна жесткая трость. Если же вам естественней играть слабым напором, то вам будет комфортней более мягкая трость. Тут дело не в том, что жесткая трость якобы дает более сильный звук.

Наиболее комфортную для себя трость можно найти следующим образом: если продувать ее в саксофон без напряжения, расслабленно – то она не должна давать звука, но если дунуть с небольшим напором, тогда она уже должна зазвучать. Это будет идеальный баланс комфортности и управляемости трости.

Надеваем лигатуру на мундштук. Если сместить лигатуру к пасти, то расстояние между точкой прижима трости и точкой начала пасти будет коротким. Если же сместить ее в другую сторону – как Декстер Гордон, то точка прижима трости отодвинется от пасти. А какое главное качество звука Декстера Гордона? Это жирный низкочастотный призвук, который происходит от ударов пружины трости о плоскую площадку мундштука. Такое размещение лигатуры, конечно, влияло на управляемость трости, но об этом поговорим позже. И на самом деле, это, конечно, не главная функция стола.

Сейчас рассмотрим, что действительно влияет на движение трости. Вобщем, тут несколько вещей. За столом мы видим кривую. Это очень важная кривая, так как трость должна хорошо ее огибать и чтобы весь акустический процесс с давлениями имел место быть, эта кривая должна обеспечивать плотное прилегание трости.

Например, если на этой кривой будет некий плоский участок, то трость будет огибать этотучасток, не прилегая плотно. Получим дырку и утечку воздуха, которая повлияет на движение трости. То есть это очень важно. И это можно леко проверить, даже не играя на мундштуке. Берем кусок стекла, и прокатываем мундштук пастью по этому стеклу. Если на пасти есть плоский участок – вы это почувствуете. Такой мундштук для игры не годится. Вот такой простой способ проверить мундштук, прежде чем вообще брать его в рот. Это важный момент.

Далее, расмотрим такие 2 элемента. Точку, где плоская трость встречается с мундштуком мы называем точкой отрыва. В этой точке кривая и начинается. Строим две проекции от точки отрыва до типа: вдоль оси мундштука – это длина пасти, перпендикулярно оси мундштука – это открытие пасти. Эти величины указываются производителем мундштука.

Самая важная величина – открытие пасти. Она может быть указана просто номером, или размером – либо в тысячный долях дюйма, либо сотых долях миллиметра. Я, как и все европейцы, указываю в сотых миллиметра. Американцы обычно указывают в тысячных дюйма. 1 дюйм/1000 = 2.54 мм/100. У меня на сайте есть таблицы соответствия разных систем.
— При переводе из дюймов в миллиметры по таблицам мастеров получается не то.

Что значит "то" или "не то"?

Теоретически, теноровый Otto Link №7 – это ровно 100 дюйм/1000. Но я в жизни не встречал двух одинаковых линков. Взять несколько штук – один будет 92, другой 103 и т.д. Я не говорю что это криминал, это в общем-то не проблема. А дело в том, что точность тут относительная. Но теоретически – 100 дюйм/1000 это Otto Link №7, что в метрической системе будет254 мм/100. Я не делаю точно такого размера. У меня есть размеры 235 и 260. Который 235 – это что-то между 6 и 6* по шкале Otto Link. Я не делаю четко по линковкой шкале, но это совершенно не важно. Важно то, что он хорошо сбалансирован. Потому что важен правильный баланс длины, открытия и профиля пасти. Вот что действительно важно.
— То есть чем больше длина, тем больше открытие?

Ну можно и так конечно сказать. Но кто-то любит короткую пасть с большим открытием.
— Тогда это будет меньше радиус?

Не обязательно. Можно сделать с большим радиусом, пологой кривой и короткой пастью. И тут все очень индивидуально. Например, в мундштуке для Антона я подправил кривую всего на сотую миллиметра. Он оценил. Потому что я просто услышал, где было излишнее сопротивление и подстроил кривую конкретно под его манеру игры.

Но в массовом производстве нереально делать индивидуальную пасть под каждого. Поэтому все мои мундштуки сбалансированы. У меня на сайте есть пояснения, потому что я делаю разные длины – в соответствии не обязательно с открытием пасти, но в первую очередь со спросом. Например, 280, который соответствует Otto Link №8, имеет более короткую пасть – Medium short. Потому что это наиболее типичное сочетание длины и открытия, которое нравится многим профессионалам и студентам. Это очень стабильная пасть – поскольку не слишком длинная, но при этом достаточно большая, чтобы играть с хорошим напором. Но более изощренным саксофонистам эта пасть скорее всего не понравится.

Поэтому я сделал 285. Это более длинная пасть с чуть-чуть большим открытием и с пологой кривой. То есть это более гибкая пасть. Ее сложнее контролировать, но зато она дает больше возможностей. Возможности или стабильность – это уже вы сами решаете для себя.
— Какая длина у 285-й пасти?

Я ее обычно не указываю, но это 26.3 мм
— Гвардала делает длинней

Нет, это не так. Гвардала делает 2 или 3 мундштука с более длинной пастью, 27 Для Майкла Брекера. Но это вообще и не проблема. Нужна пасть длиннее – сделаю длиннее. Ловано играет на длинной пасти – 28.5
— Длинная пасть дает лучшие низы

И да, и нет…
— И мундштук с длинной пастью более универсален для разных тростей

Конечно, более гибкий. Но если не умеешь им управлять – то он будет слишком гибкий. Захочешь сыграть ровную ноту – не получится. Одному гибкость хорошо, а другому – нет. Я ничего не имею против длинной пасти. Я сам люблю длинные пасти. На моем мундштуке 350 длина пасти 27.5, и это при том, что я измеряю пасть, начиная с отклонения 5 мм/100. То есть длина пасти дается не ровно от стола, а от точки на кривой, где отклонение от плоскости стола составляет 0.05 мм. Большинство производителей меряют от точки с отклонением 0.03 мм или 0.001 дюйма, но я эту точку не использую — по разным причинам: во-первых, ее очень легко повредить, во-вторых, важно, чтобы этот участок был сбалансирован, но его сложно измерить точно. Поэтому я делаю весь этот участок плавным, но замеряю от точки 0.05 мм.
— Это мундштук со сферической камерой?

Сейчас мы как раз подходим к разговору о камерах.

Начало движения трости – очень важный момент, с которого все начинается. И в основном на него влияет профиль пасти.

Теперь смотрим дальше…

Воздух попадает в мундштук. То, как он туда попадает, сильно зависит от того, как он сжат, какую скорость имеет, и от того, как на него влияет вибрация трости.

Бывают мундштуки с очень глубокой и большой камерой. Если диаметр камеры больше диаметра выходного канала мундштука, такую камеру я называю "экстра-большая камера". Если диаметры одинаковые – то это "большая" камера. Если диаметр камеры меньше диаметра выходного канала – то назовем ее "маленькая камера" или как-нибудь еще.

Если мы уменьшим сечение – при том же объеме и напоре воздуха скорость потока увеличится. И наоборот, если канал расширяется, то воздушный поток замедлится.

Влияние на звук тут такое: более быстрый поток производит больше высоких гармоник, медленный поток производит больше низких гармоник. Это еще не означает, что звук

обязательно будет ярким или темным, потому что, как я всегда говорю, звук – это исполнитель. Но это отразится на том, как вам придется управлять этим звуком и производить его.

Чтобы по-настоящему использовать экстра-большую камеру, по моему мнению, нужна пасть с большим открытием, потому что иначе туда будет идти мало воздуха – тогда зачем вам вообще большая камера? – и нужна жесткая трость. Тогда вы действительно сможете попользоваться экстра-большой камерой.

Как, например, Джо Ловано в молодости играл на пасти 10* сточенной до 12 и на трости №5. Когда я впервые видел Джо Ловано, он играл на трости №5 и на мундштуке №12. Я делал ему мундштук – он сначала заказал 10*, ну я ему и сделал 10*. Потом он пришел ко мне и говорит: "открой мне его побольше, как на моем 10*". Я померял его якобы 10* – оказалось, что это скорей 12*.
— Сколько же ему нужно здоровья?

Да, он огромен. Как дерево. Может выпить залпом 10 стопок водки и идти играть.

Конечно, не каждый сможет играть на большой пасти и с жесткой тростью. Но я всегда говорю, что лучший мундштук для конкретного саксофониста – это самый большой мундштук, на котором он только сможет играть не напрягаясь. То есть, подбирая мундштук, лучше начинать с больших пастей и к меньшим.

Как есть у нас определенное естественное давление воздуха, так же есть и определенный объем воздуха в легких. У одних этот объем больше, у других меньше. Это как когда вы говорите – вам нужно сказать фразу, и вам нужно правильное количество воздуха, чтобы закончить эту фразу. Если в мундштук уходит не весь воздух, то получается, что фраза уже закончена,а воздух в легких еще остался. И от этого воздуха все равно придется избавляться. Это уже отработанный воздух, не нужно его смешивать со свежим. Есть хорошее видео Майлса Дэвиса: он играет на трубе с очень маленьким мундштуком, через который невозможно нормально выдохнуть. Поэтому после каждой фразы ему приходилось выдыхать мимо трубы. На саксофоне мы можем влиять на это путем подбора такого открытия пасти, которое позволит выдыхать на фразе ровно тот объем, который естественнен. Фактически, это влияет и на ритм и на все остальное, и позволяет комфортно играть тем объемом воздуха, который уходит в мундштук.

Поэтому, на слишком маленьком мундштуке играть труднее – слишком маленьком конкретно для вас, тут все индивидуально. Мундштук не должен создавать лишнего сопротивления выдыхаемому воздуху. Короче, важно чувствовать себя комфортно. Когда открытие пасти позволяет вам играть расслабленно, не напрягаясь.

Не нужна и слишком большая пасть. Если чувствуете,что слишком выдыхаетесь – пробуйте меньшую пасть. Спустившись до комфортного размера, возьмите пасть еще чуть поменьше – с запасом, чтобы можно было играть когда вы, например, немного устали. Вобщем, нужно чтобы все реагировало на легкое давление. Дышим естественно, легкий напор – и трость завелась.

Как мы уже выяснили, если воздух в мундштуке движется быстро, то он производит высокие гармоники и дает более яркий звук. Но это также в основном зависит от вас.

Есть люди, с сильными легкими, и дующие в огромных количествах медленный воздух. Ловано дует медленным воздухом. Если кто из вас бывал в Бостоне в Berklee College of Music, то должен знать Фреда Бадолато. Так вот он дует таким медленым воздухом… Он играет на учень узком металлическом мундштуке Beechler с маленькой камерой – для большинства людей это очень яркий мундштук. Но у Фреда он звучит очень темно. Люди смотрят: маленькая камера, мост – ага, все ясно, это яркий мундштук. Еще раз повторю – звук это вы, такшта…

Конечно, если вы хотите яркости в вашем звуке, то вам нужна система в мундштуке, которая ускоряет воздушный поток. Некоторые музыканты в свое время набивали жевачку в Otto Link, делая подобие моста, уменьшая сечение и таким образом ускоряя воздух. За счет этого они звучали чуть ярче, и это помогало им пробиваться сквозь тарелки, звучать чуть громче, чем гитарист, электрогитары всякие… Постепенно это стало встречаться все чаще, потом появились очень успешные мостовые мундштки Berg Larsen.

Вобщем, это помогает вам производить яркий звук. Но не значит что эти мундштуки яркие сами по себе. Потому что даже на таком мундштуке, который, казалось бы, "яркий", вы можете уменьшить скорость воздуха, если умеете управлять этим. Если открыть горло, можно произвести более темный звук. Я могу произвести очень темный звук путем замедления воздуха, даже на "как-бы ярком" мундштуке.

Итак, что очень важно для того, чтобы иметь все эти возможности управления – это сделать весь мундштук хорошо сбалансированным. Таким, чтобы он реагировал на то, что вы делаете. Это и есть основная идея в моей концепции мундштука – иметь мундштук, на котором можно играть и так ярко, и так темно, как в хотите – и иметь все эти возможности в одном мундштуке.

Итак, продолжаем…

Надеваем мундштук на саксофон. Что мы имеем? Пробка и эска имеют некоторую толщину, и диаметр входа в эску довольно мал. В любом случае, какого бы размера ни была камера в мундштуке – все равно в итоге весь воздух должен пройти через это узкое место. Если камера большая, то имеем сильную турбулентность на входе в эску. Нельзя сказать, хорошо это или плохо. Это просто такой эффект. Если вы умеете им пользоваться – значит для вас этот эффект полезен. Если же этот эффект вам мешает и уводит вас от вашего звука– значит для вас он вреден.

Например, Колтрейн играл на линке с большой камерой. Ему нравилась яркость но турбулентность ему была нужней, чем жирный звук. И он использовал эту турбулентность. Этот кричащий звук как раз создавался турбулентностью.

Такие мундштуки никогда не отличаются особой громкостью. Потому что, если вы посылаете в него больше воздуха, он просто создает больше турбулентности, которая создает эти резкие призвуки усиливает определенную окраску звука, но не добавляет звуку силы.

Даже Колтрейн играл на мостовых мундштуках. Потом он раздал их своим друзьям.

Вобщем, дело в следующем…

Вы знаете что такое мост. В моих мундштуках за мостом идет камера, которая гораздо глубже, чем в линках. Но сам мост направлен строго в эску.

Кстати, очень важно, чтобы пробка на эске была поставлена правильно. Особенно на тенорах, потому что у них участок эски под пробкой изогнут. Поэтому пробка должна быть чуть подточена изнутри с задней стороны: сверху она должна быть чуть тоньше, а снизу толще – чтобы компенсировать изгиб эски и сохранить соосность мунтштука и эски. То есть на переднем торце толщина сверху и снизу одинаковая, а на заднем – сверху тоньше а снизу толще. Тогда это будет правильная пробка.
— Только для тенора или для альта тоже?

У альта этот участок эски прямой – там ничего точить не надо, но на теноре – да, надо. Это очень важно – подогнать пробку правильно. Ну вы можете конечно и прямо так напялить мундштук – нотогда изменится угол, под которым воздух попадает в эску, и это, конечно, повлияет на игру.
— Но тогда звук пойдет в верх эски

Не звук, а воздух. Фактически, это получится как-бы такой более глубокий мост. Если мундштук не отцентрован по эске, то воздух ударяется в месте сопряжения и возникает турбулентность.
— Поэтому товарищъ Глогер делает этот участок эски прямым…

Вобщем, разобрались.

Итак, весь воздух идет в эту маленькую дырочку. Есть мост, который направлен прямо в эску, и есть очень глубокая камера – глубина гораздо больше, чем у линков. То есть комбинация объемов отличается. У меня и мост, и очень большая камера.

И вот что я разработал: сферическая камера, которая сужается перед входом в эску. Сужение точно отцентровано по эске, и диаметр такой же как у входа в эску. То есть мы сначала уменьшаем сечение и таким образом ускоряем поток воздуха, но когда воздух попадает в камеру, заканчивающуюся сужением, он замедляется. Это парадоксально.

Итак, на входе поток ускоряется за счет узкого сечения. Затем поток попадает в в большую камеру и замедляется, затем упирается в сужение и тормозится еще сильнее.

В этом и заключается моя идея комбинирования быстрого воздуха и медленного воздуха с возможностью контроля. Если вы прикладываете чуть больше давления, то будет работать ускорение, если приложите чуть меньшее давление – будет работать замедление. Таким образом вы можете управлять скоростью воздуха в мундштуке. Если вы еще не умеете управлять потоком, камера будет работать в одном режиме. Но если вы научитесь управлять скоростью и давлением воздуха, то она позволит вам легко добиваться разных окрасок звука – и ярких и темных, вы сможете реально работать со всеми этим элементами.

Также, замедляя поток, эта камера создает небольшое сопротивление воздуху и производит много средних гармоник. То есть с этой камерой вы имеете очень широкий и богатый спектр гармоник.

Это основные инструменты, которые позволяют выстраивать свой звук. Но некоторым это не нравится. Некоторым нравится, наоборот, больше турбулентностей, менее контролируемый звук. Снова повторю: мундштук не может быть хорош сам по себе. Это только инстумент,и он хорош только тогда, когда хорош для вас.

Поэтому я разработал еще одну камеру, которую яназвал ML – Medium Large. На самом она деле начинается она так же как и Extra Large, но имеет плавное сужение в сторону эски. И это сужение реально стабилизирует воздушный поток. Антон не даст соврать. Он пробовал этот мундштук до того, как я поставил в него камеру – там была неконтролируемая турбулентность. После установки камеры звук не изменился, просто контролировать воздух стало гораздо легче, воздушный поток стабилизировался этим маленьким сужением. Мундштук с камерой ML дает больше высоких и низких гармоник, и чуть меньше средних. То есть по окраске это скорее хард-боповый мундштук, но при этом хорошо контролируемый за счет этогосужения в камере.

Вобщем, разобрались с камерами, теперь я хочу опять вернуться к пасти.

Итак, как мы помним, пасть характеризуется открытием и длиной. Но еще есть такая характеристика, как крутизна профиля. Например, представим для простоты, что профиль строится одним радиусом. Если взять более короткий радиус, то получим болеее крутую кривую. Если взять более длинный радиус, получим более пологую кривую
— Сколько радиусов вы используете?

Реальная кривая в моих мундштуках строится из пяти дуг разных радиусов
— Какая разница между радиусами?

По-разному. Иногда они отличаются на 5 мм: например, один радиус 20 мм, а следующий 15 мм.

Было сложно сделать параболическую кривую с двумя радиусами – практически нереально, также как и сложную математическую прогрессию. На станке это запрограммировать нет возможности. Проще задать кривую пятью дугами с последовательными радиусами.

И я могу, изменяя только точки сопряжения радиусов, менять форму кривой – не меняя сами радиусы, а меняя только длины отдельных дуг. Например, мы выточили на станке некоторый профиль. И оказывается, что он дает лишнее сопротивление в задней части. Что я делаю? Я сдвигаю одну точку вперед – т.е. делаю заднюю дугу чуть длиннее. В итоге высота кривой в заданной точке меняется всего на 5 микрон. Это измеряется прямо в компьютере. Дую в мундштук – и он работает совершенно по-другому: первый дает лишнее сопротивление, а второй идеально сбалансирован – имеет гораздо меньшее сопротивление, и все прекрасно звучит.
— Какая разница между более крутой и более пологой кривой?

К этому как раз и подбираемся. Собственно, это нам и интересно.

Спереди кривая имеет короткие радиусы, сзади более длинный радиус. Очень важно, что задний радиус довольно длинный. Это первая дуга после стола. В этом месте трость и начинает вибрировать. Если этот участок слишком короткий, то трость будет как-бы отскакивать и ее движение будет неправильным. Вместо того, чтобы просто изгибаться, она будет еще и прыгать пружиной. И полностью потеряет управляемость. Поэтому этот участок должен быть достаточно длинным.

Последующие участки уже короче и имеют меньшие радиусы. Чем короче эти участки, и меньше радиусы – тем круче кривая, и тем больше сопротивления, потому что чем круче кривая, тем сильнее должна изогнуться трость, чтобы ее обогнуть – соответственно, сопротивления больше. Если кривая недостаточно крута – слишком плоская, то трость будет просто хлопать по ней сама собой.

В целом, более крутая кривая дает ощущение более жесткой трости. Более плоская кривая с длинным радиусом дает ощущение более мягкой трости. — У мундштуков Berg Larsen крутая кривая.

Это зависит от конкретного мундштука. Еть ларсены с длинной и мягкой пастью.

Есть также производители, которые делают прямой участок у кончика. Получается, что в этой точке вообще нет сопротивления и такие мундштуки имеют очень быстрый отклик.

Но тут такой момент. Если сопротивление мало, вы ускорите вибрацию и, скажем так, звук должен стать ярче. Но это тоже не всегда так, потому что может сработать и в обратную сторону.

Это зависит еще и от того, какой вид трости вы используете. Например, если у вас мундштук с крутой пастью и классическая вандореновская трость – с тонким кончиком и сильной пружиной, она все равно очень быстро захлопывает кончик пасти – звук будет яркий. А на более мягкой пасти эта же самая трость будет давать более темный звук. В основном таким вот образом это влияет на то, как трость вибрирует.

Вот Борис говорит: чем пасть длиннее, тем легче брать низкие ноты. И вобщем-то так оно и есть. Потому что если пасть длиннее, то есть кривая начинается дальше от кончика – за счет удлиненной первой дуги. Поэтому увеличивается эффект рычага. За счет этого, трость работает как более мягкая, при этом она вибрирует на большей длине и производит более длинные волны. А длинные волны – это низкие гармоники.

Итак, вибрация также зависит от заточки трости. На длинных пастях лучше будут работать трости с длинной заточкой – такие как, например, La Voz, обычные Rico. На коротких пастях лучше использовать трости с классической заточкой – например,классические Vandoren, с тонким кончиком и короткой заточкой.

Мои трости имеют очень толстый кончик. Очень толстый – это значит на 10-15% толще чем у других тростей. Это все порядки сотых долей миллиметра. Например, альтовые трости Vandoren имеют толщину кончика 17-19 мм/100, у моих тростей это 22 мм/100. Для альтовой трости это довольно толсто. Лично я больше всего люблю 23, но это слишком уж жесткие трости, их невозможно сделать мягче. Поэтому я делаю 22. Но мои любимые все равно 23.

Я люблю трости с толстым кончиком. И вот почему. Пасть с мягкой кривой на кончике играет мягче и четче. Но! Если кончик трости слишком тонкий – трость сложно контролировать. С более толстым кончиком можно спокойно вдувать больше воздуха, и высокие ноты будут очень богатые и плотные. Также, если трость имеет более длинную заточку, то есть, задняя часть среза тоньше – то трость вибрирует легче.

Вобщем, вот как устроены мои трости: Кончик толстый. Большинство тростей имеют тонкий кончик и быстрый подъем. У моих тростей кончик более толстый, а подъем более медленный – то есть они тоньше в спинке и толще на кончике. В таких тростях профиль сбалансировать очень непросто. Потому что, как Борис упомянул уже, если она слишком тонкая в задней части, то нижний регистр будет неполным, и с интонацией то же самое.

Я изрядно потрудился, чтобы сделать трость с гибкой спинкой, дающей открытый нижний регистр, и с устойчивым верхним регистром. Потому что, если трость будет слишком мягкая в спинке, то вибрация будет неправильная, изгиб будет ломаться на две части
— Есть похожие трости Alexander Superial

Alexander – это трости, которые хорошо играют сразу из коробки. Если у вас нет времени на то, чтобы хорошенько выбрать трость для себя, то вы берете трость, которая играет прямо сейчас. Но сегодня вы на ней поиграли – а завтра у нее уже совсем другая жесткость. Поэтому, всегда лучше взять трость чуть жестче, чем вам нужно. Поиграть на ней 10 минут сегодня, 10 минут завтра, чтобы она просела до нужной вам жесткости – и такая трость прослужит дольше. Немногие музыканты имеют столько терпения, чтобы ждать хорошую трость. Большинство хотят взять трость из коробки – и чтобы она сразу играла. Ставят в мундштук и сразу решают – вот эта хорошая, а эта нет. Но на самом деле может быть наоборот: та трость, которая вначале немного сопротивляется – может оказаться самой лучшей.

Когда Джо Ловано играл на моих тростях, ему хватало 50 тростей на целый год – а играл он на них по 6 часов в день. Это 1 трость в неделю по 6 часов в день – то есть по 40-50 часов игры на каждой трости. А бывают трости, которые играют прямо из коробки, но еще не закончилось выступление – а они уже убитые.

Даже если пасть не очень длинная, можно добиться эффекта более длинной пасти – если отодвинуть лигатуру дальше назад, то большая часть трости окажется свободной и "точка отрыва" как-бы сместится назад. И это тоже скажется на нижнем регистре. Еще на длинной пасти удобно играть, если вы сильно задвигаете мундштук в рот. Потому что если прижать трость губой, то, фактически, точка отрыва будет подгубой, и вы получите как-бы более короткую пасть с меньшим открытием. Просто из-за того, что вы прижали трость слишком сильно.

Если ставить губу очень далеко – как, например, Бен Вебстер, так, что трость чуть из затылка не торчит, можно получить рычащий звук за счет слишком сильного отскока трости. Ловано тоже сильно задвигает мундштук, но он его еще и двигает.

Есть люди, которые четко ставят мундштук на одно место и не двигают его. А есть, например, Стив Гроссман. Он очень сильно двигает мундштуком, но при этом еще меняет и направление вдува. Он играет на небольшом мундштуке: 7-8 максимум. Но его нужно видеть, когда он хочет вдуть много воздуха в этот мундштук. Можно вдуть много воздуха даже в маленький мундштук. Как это делается? Если сильно дуть сверху вниз, то можно отжать трость от мундштука и таким образом как-бы увеличить пасть. Это как взрыв. Такое количество воздуха через маленький мундштук. А когда он играет нормально, спокойно – у него хороший контроль над тростью.

Еще он любит "наддуть". То есть дунуть с сильным напором, так чтоб все трещало. Как говорит Сонни Роллинз, "он раскачивает молекулы". Все вокруг раскачивается – это он играет.
— Расскажите что-нибудь о ширине рельс

Это тоже очень интересно. Итак, трость ударяет по столу, затем по рельсам. Вот как это выглядит в сечении, когда трость ударяет по рельсам. В зависимости от конкретного сечения трости, средняя ее часть имеет некоторое утолщение. Когда трость ударяется об рельсы, она прогибается внутрь. Поскольку она движется с очень большой скоростью – сотни ударов в секунду, а на высоких нотах – и тысячи, получается довольно большая энергия. Если нажать на трость пальцем, можно увидеть, как она прогибается. Напряжение, вознкающее от этого поперечного изгиба, также усиливает отскок трости. А как мы уже знаем, ускорение отскока означает добавление высоких гармоник. Если имеем широкие рельсы, то трость почти не будет прогибаться, и это замедлит ее движение.
 — Как можно услышать эту разницу?

Натурально. С узкими рельсами призвук высокий. С широкими рельсами – низкий, низкая темная окраска.
— Шире рельсы –более богатый звук?

Что это значит – "богатый звук"? Этот призвук имеет определенную частоту. Он придает одну какую-то окраску. Эта окраска может быть либо чуть ярче, либо чуть темнее. Звук саксофона – это комбинация многих слагаемых. Это и металл самой дудки резонирует, и вообще все вместе. В сумме это очень богатый звук. Но во всем этом богатстве вы можете выцепить какую-то компоненту и подчеркнуть ее. Это не сделает его богаче, это просто сдвинет акцент в какую-то сторону. Можно выпячивать одно или другое, а можно попытаться научиться использовать все, и комбинировать это по своему вкусу. Так что…

Экспериментировать надо.

Но. Одна важная вещь относительно такого элемента, как скорость реакции вашего инструмента. Если он слишком быстр, вы не сможете его контролировать. Каждый человек имеет определенную скорость реакции. Не могу сказать, сколько это в миллисекундах – у всех по-разному. И если реакция инструмента быстрее вашей – вы не будете за ним поспевать. Все время будете его только догонять.

А если он чуть медленней вас, то вы всегда можете под него подстроиться. Например, если он чуть подтормаживает, вы всегда сможете сыграть на опережение. Вам надо будет все время следить за этим и подстраиваться. Но если он быстрее, чем вы – то вы просто ничего не сможете поделать. Это как если вы бросаете мячик. Если мячик легкий, то доля секунды – и все, он улетел. Проще контролировать тяжелый мячик. Тяжелей для мышц, но зато точнее.
— То есть комфортней будет играть?

Комфорт – это наилучший для вас баланс сопротивления: достаточно для надежного контроля, но не слишком много, чтобы не тратить лишнюю энергию.

То же и со скоростью: если он слишком быстр, а это обычная проблема очень ярких мундштуков с очень тонким кончиком, то им невозможно управлять, он играет как сам хочет.

Идеальный баланс этих элементов очень индивидуален. Конечно, если вы играете с гитарами, электрогитарами – очень яркими и громкими, то вам понадобится острый мундштук, никуда не денешься. Но эти острые мунштуки обычно слишком быстрые – они всегда впереди вас. Но если вам это необходимо – то придется как-то с этим мириться.
— Что влияет на скорость больше всего?

Для скорости ответа и для стаккато самое важное – это самый кончик. На пасти это профиль у кончика. Это что касается стаккато.

В остальном все зависит от того, чего вы хотите. Саксофон – это инструмент, в котором очень важна гармоническая полнота звука. Важней, чем в любом другом инструменте. И если вы хотите получить атаку сразу полным спектром гармоник, вам нужно некоторое сопротивление на кончике. Потому что если сопротивления недостаточно, то сначала вы получите только верхние гармоники, а весь остальной спектр будет вырастать потом, как хвост кометы. Если вы играете стаккато, то этот хвост гармоник просто не будет успевать вырастать. Будут только высокочастотные сигналы, являющиеся только частью полного звука. Чтобы по-настоящему выстроить звук, его нужно строить с самых низов, а затем уже наполнять обертонами. Тогда это будет резонирующий, открытый звук. Но при отсутствии сопротивления атака низкой нотой на саксофоне невозможна.

Есть трюки: например, можно запустить резонанс в столбе ударом по клапану. Вы создаете волну в столбе, и точно в этот же момент бьете трость языком. Но это тоже не будет ровная нота, она будет наполнятья не сразу.

Есть, конечно, такие музыканты – тот же Ловано, например. Он всегда играет стаккато полными звуками, а не верхушками. Мощный аппарат, в звуке полный ряд гармоник. Но это очень большая работа. Если у вас нет сопротивления в мундштуке, вы не сможете так сыграть.Если дуется слишком легко, то у вас в звуке останутся только верхушки. Понятное дело, не каждый сможет играть на открытии 385 и длине 28.5. Это фактически баритоновый мундштук. Но, похоже, это хороший мундштук для него. Я таких мундштуков больше не делаю.
 — Можно ли сделать безмостовой мундштук таким же ярким как и мостовой?

Можно, конечно. Но опять же, звук – это вы сами. Первым делом нужно сформировать звук у себя в голове. Когда в голове звук оформится, тогда вы уже сможете делать телодвижения, нужныедля достижения именно этого звука. Тогда вам проще будет понять, какой из мундштуков наиболее естественно помогает вам двигаться в направлении к вашему звуку. Сложно сказать, окажется ли это мостовой или безмостовой мундштук.

Но какой смысл пытаться сделать яркий мундштук именно без моста?

Зачем?


Возврат к списку