"Всем привет! Это Дерек Браун и новый выпуск "Insider Sax Stuff", где я рассказываю всё о саксофонах.
И сегодня я буду говорить о том, что беспокоило меня на протяжении долгого времени. Я искал пути решения этой проблемы и теперь хочу поделиться своим опытом насчет того, как снизить громкость звука саксофона во время занятий. Некоторые могут не сталкиваться с этой проблемой, если проживают в собственном доме или имеют просторное помещение для репетиций, где могут в любое время играть так громко, как хотят. Но многие из нас, будучи в дороге или находясь в гостинице, окружены другими людьми, проживающими сверху, снизу, справа и слева. И не всегда есть возможность репетировать так, как хотелось бы. Я не беру тот случай, когда нужно позаниматься минут десять или поиграть достаточно тихо. Но многие из нас занимаются музыкой серьёзно, и мы знаем, что практика очень важна. Во время репетиций необходим комфорт, и вас не должна беспокоить мысль о том, что вы можете доставить кому-то неудобство.
И ещё один момент, которого нужно избегать: это то, что я называю синдромом маленькой комнаты. Когда мы занимаемся в маленьком помещении, мы играем тише, соответственно своим ощущениям, так как не нуждаемся в форсировании звука. И так происходит изо дня в день. И вот, когда надо выходить на большую аудиторию или играть с оркестром, где много музыкантов, или выступать с джазовым коллективом с громкими ударными, тогда необходимо давать громкий звук. Но если на репетициях вы всегда играли тихо и вдруг неожиданно должны звучать отчётливо, то вы начинаете ощущать, что всё идёт не так: всё, что помнят ваши мышцы о правильной диафрагме, дыхании, поддержке вылетает в форточку, и становится очень некомфортно. Но дело лишь в различии громкого и тихого исполнения на саксофоне.
Если бы нам везло так, как везет музыкантам, играющим на электронных инструментах – на электрогитарах или клавишах, - мы могли бы легко регулировать громкость звука. Даже если речь идёт о духовых инструментах, где звук выходит только через одно отверстие – через раструб, как, например, в трубе, - можно с успехом использовать репетиционную сурдину, которая помогает заглушить звук. Да, давление будет другим, некоторые музыканты отдают предпочтение тем или другим вариантам, но это значительно снижает громкость звука.
В случае же с саксофоном помимо раструба мы имеем целый корпус с клапанами. И чтобы заглушить звук нам недостаточно закрыть только раструб, необходимо накрыть инструмент полностью. И сегодня мы попробуем это сделать.
Расскажу о нескольких способах, с помощью которых я пытался снизить громкость звучания саксофона, особенно во время гастролей. В первую очередь я обращал внимание на раструб. Да, основной звук идёт именно отсюда. И большое значение имеет то, куда направлен раструб. Звук идет в направлении раструба и, соответственно, сзади звук будет тише.
Можно играть, закрывшись в комнате, например, в ванной. Но что делать, если у вас нет возможности уйти в другую комнату? Попробуем закрыть раструб. Я видел в продаже подобные сурдины для саксофона. Я даже купил пару сурдин, закрывающих раструб. Вы тоже можете потратить деньги, чтобы снизить громкость на десять процентов, или можете использовать то, что под рукой – например, футболку, сложенную в несколько раз. Звук при этом становится ненамного тише. Более дорогое приспособление поможет с тем же успехом, так как звук идет не только из раструба саксофона. Ещё одна проблема использования футболки или сурдины из магазина в том, что, если играешь в нижнем регистре, нижний си-бемоль взять невозможно. И невозможно извлечь все ноты диапазона. Сам я люблю играть слэп в басовом диапазоне, поэтому не могу накрывать раструб, если хочу эффективно заниматься.
Можно пойти дальше: использовать не только футболку, но и дополнительно накрыть саксофон одеялом. Вы можете даже полностью обернуть его одеялом, чтобы добиться наибольшего эффекта, оставляя свободными клавиши. Результат будет лучше. Однако такой способ затрагивает октавный клапан на эске, который, конечно, должен работать корректно.
Ещё один способ. Если у вас есть доступ к чему-то вроде шкафа, или даже если вы можете повесить вокруг себя полотенца и играть в них, это также будет глушить звук, не будет позволять ему распространяться вокруг. Если играть в направлении открытого шкафа, то, чем больше вы скрываетесь в шкафу, тем больше заглушается звук. Но иногда в гостиничных номерах мне приходилось использовать маленький тамбур или ванную и завешивать их всем, что попадалось под руку. Это выглядело очень странно, но было абсолютно необходимо для репетиции. Я не мог играть тихо, так как должен был работать над своим исполнением. Помню, я три месяца жил в апартаментах в Германии, где был тамбур размером примерно со шкаф. И мне было необходимо каждый день практиковаться по несколько часов. И я вывешивал всё, что было – одежду, полотенца. Было очень жарко и темно. Но это моя работа, и я должен делать то, что должен.
Наконец, переходим к идее сурдины, закрывающей весь корпус саксофона. Вы, наверняка, видели разные типы сурдин, которые, чаще всего, имеют пластиковый корпус. Эти варианты сурдин хорошо работают, так как закрывают инструмент целиком, оставляя лишь небольшие отверстия для рук. Но для меня важным моментом является мобильность и возможность транспортировки. Пластиковые сурдины не помещаются в чемодан.
И вот я нашёл подходящий мне саксмьют, сделанный в Москве российской компанией “Bird”. Это чехол, который можно сложить и упаковать в большой чемодан. Как и в случае пластиковых сурдин саксофон помещается внутрь этого саксмьюта, закрывается молния, остаются отверстия только для рук и для эски. Этот саксмьют глушит звук примерно на 50%, чего вполне достаточно. Еще один момент – эта сурдина не имеет лямок. Саксофону необходимо пространство внутри саксмьюта, чтобы была возможность брать все ноты. Поэтому надо найти какое-то место, чтобы установить сурдину, можно сесть на стул или на кровать.
Все эти способы можно комбинировать: накрывать раструб футболкой, играть с сурдиной в ванной. Сложно найти приём, который помог бы резко снизить громкость. Но, быть может, что-то из перечисленного натолкнёт вас на какую-то идею и позволит заниматься чаще и c более спокойной душой.
Ещё одно замечание. Слушая все эти варианты техники снижения громкости звука, вы, как зрители YouTube, не могли почувствовать в полной мере разницу в громкости, как если бы находились здесь. Это связано с тем, что наши уши более чувствительны, и разность в громкости может быть заметна только при непосредственном присутствии".