e-mail: zakaz@saxbird.ru
Арт Пеппер – один из известнейших джазовых музыкантов, обладавший уникальным звуком и запоминающимся стилем игры на альт саксофоне. Его путь музыканта и человека был весьма непрост, и всё, что происходило в жизни, находило отражение в его музыке, характер которой менялся с годами, словно вбирая в себя накопленный опыт.
Артур Эдвард Пеппер (Arthur Edward Pepper) родился 1 сентября 1925 года в Гардине (Gardena) в Калифорнии. Его детство нельзя назвать счастливым. Нежеланный ребёнок, не видевший родительской любви, он часто бывал свидетелем ссор между отцом и матерью, которые нередко заканчивались потасовкой. Даже переезд к бабушке, матери отца, суровой и скупой на ласку женщине, мало что изменил в жизни маленького мальчика. Чувство одиночества и неприкаянности наполняло его существование – чувство, которое будет сопровождать его практически всю жизнь.
Никто в семье Артура не был музыкантом. Свои музыкальные способности он, вероятно, получил по линии матери, имевшей итальянские корни. Когда Артуру было девять лет, он уговорил отца купить ему кларнет. Получив несколько частных уроков, он научился неплохо исполнять популярные мелодии, что давало отцу повод для гордости. Таская мальчика с собой по кабакам, он заставлял его выступать перед своими друзьями, каждый раз похваляясь тем, что парень уже может зарабатывать себе на хлеб.
Спустя три года, Артур сменил кларнет на альт саксофон. И этому инструменту он оставался верен практически всю свою жизнь. Будучи по большей части самоучкой, опираясь на слух, он вскоре хорошо овладел инструментом и начал выступать в клубах Лос-Анджелеса на Central Avenue, которая была для этого крупного калифорнийского города чем-то вроде 52-й улицы в Нью-Йорке. В основном Пеппер играл в клубах «Ritz» и «Alabam», где ему время от времени удавалось заработать немного денег. В те времена ему случалось выступать на одной сцене с прославленными музыкантами - Луи Армстронгом (Louis Armstrong), Роем Элдриджем (Roy Eldridge), Джонни Ходжесом (Johnny Hodges), Коулманом Хокинсом (Coleman Hawkins), Беном Вебстером (Ben Webster) и Декстером Гордоном (Dexter Gordon). Именно Декстер Гордон познакомил Арта с барабанщиком Ли Янгом (Lee Young), братом знаменитого саксофониста Лестера Янга (Lester «Prez» Young). У Ли была собственная группа, и он пригласил Арта в свой коллектив. Он же представил Пеппера Бенни Картеру (Benny Carter) – легендарному саксофонисту и бэнд-лидеру, в чьём коллективе Пеппер продолжил свою карьеру.
В оркестре Бенни Картера Пепперу официально отводилась роль второго альта, однако он прекрасно знал и ведущие партии. Случалось так, что Картер приглашал молодого музыканта на своё место для исполнения соло. Для Арта это, несомненно, было отличной школой. Однако, Бенни Картер отлично понимал, что игра в цветном коллективе не сулит больших перспектив многообещающему белому парню, и поэтому посоветовал Арту перейти в группу Стена Кентона (Stan Kenton), которая набирала популярность в то время. И Пеппер в возрасте 17 лет стал лидер-саксофонистом в новом коллективе. Однако знаний о теории музыки и структуре аккордов у него было на то время маловато. Освоить премудрости музыкальной теории ему во многом помог тенор-саксофонист Ред Доррис (Red Dorris).
Если музыкальная карьера Пеппера начала складываться вполне удачно, то в остальном было не всё так гладко. Предоставленный сам себе, юноша вёл практически уличный образ жизни. Драки, алкоголь, наркотики вошли в его жизнь. О школе он даже не вспоминал. В 17 лет Арт женился на 16-летней подружке. Как только ему исполнилось 18, он был призван в армию, где ему приходилось выполнять не только обязанности музыканта, но и служить в военной полиции. Незадолго до отправки за океан в действующую армию в 1945 году Артур стал отцом, – у него родился единственный ребёнок – дочь Патрисия-Эллен.
После демобилизации в 1947 году Арт Пеппер вновь начал работать с группой Стена Кентона (вплоть до конца 1951 года). В то время все увлекались Чарли Паркером и от каждого исполнителя ожидали игры в его стиле. Однако у Пеппера были свои взгляды на музыку. Он всегда считал, что индивидуальность превыше всего. Позже, вспоминая этот период, он говорил: «Было сложно остаться самим собой, так как люди в самом деле пытались изменить тебя. К счастью, у меня получилось остаться тем, кто я есть.»
Спустя некоторое время, устав от непрерывных гастролей, которые длились девять месяцев в году, и постоянной кочевой жизни, Арт Пеппер покинул коллектив Кентона. Он собрал собственный квартет и стал записываться как со своими музыкантами, так и с другими группами. Его бэнд, состоявший из пианиста Хэмптона Хейвса (Hampton Hawes), басиста Джо Мондрагона (Joe Mondragon) и барабанщика-вибриста Мэнна Септета (Manne Septet), приобрел большую популярность в 1952 году.
Завоевав репутацию оригинального и виртуозного альт-саксофониста, став бэнд-лидером, Арт, тем не менее, не приобрёл внутреннего удовлетворения. Его постоянно преследовало чувство одиночества и ненависти к себе. Эти чувства он пытался заглушить алкоголем и наркотиками, следствием чего стало его пристрастие к героину. И со временем эта зависимость становилась всё сильнее. По настоянию отца Арт прошёл курс реабилитации, однако это не дало результатов. Выйдя из клиники, он первым делом отправился на поиски наркотиков, и всё закрутилось снова.
С 1952 года для Арта Пеппера начинается целая серия госпитализаций и тюремных заключений: сначала за нарушение законов о наркотиках – употребление и хранение, затем за нарушение досрочно-условных освобождений. Пытаясь добыть денег на героин, он стал мелким вором, потом крупным вором, участвовал в ограблениях. За 15 лет ему пришлось отбывать сроки заключения в федеральной тюрьме «Терминал Айленд», и в государственной тюрьме в Сан Квентине.
Но, несмотря на все жизненные перипетии, Пеппер продолжал исполнять музыку. Даже в тюрьме, когда выпадала такая возможность. В короткие перерывы между арестами и лечебницами он собирал небольшие коллективы и делал записи. За это время вышли его пластинки: «The Art Pepper Quartet» в 1952 году и «Art Pepper Meets the Rhythm Section» с ритм-секцией Майлза Девиса (Miles Davis’s rhythm section) на студии звукозаписи «Contemporary» в 1957.
Однако ему недостаточно было быть просто музыкантом: он постоянно проверял себя на прочность, пытаясь доказать самому себе, чего стоит. Позже, вспоминая эту часть своей жизни, Пеппер говорил, что у него было чувство, будто он со стороны смотрит страшный фильм, главным героем в котором выступает некий человек по имени Арт Пеппер.
Когда в 1966 году Артур в очередной раз вышел из тюрьмы, у него не было ни инструмента, ни денег. Именно на этот период приходится отрезок времени, когда Пеппер сменил альт саксофон на тенор. Произошло это по двум причинам. Первая заключалась в том, что в то время большую популярность набирала рок-музыка, и в качестве тенор-саксофониста он скорее мог найти хоть какую-то работу. Но более существенной причиной для Арта было его увлечение игрой Джона Колтрейна (John Coltrane). На тот момент он чувствовал, что именно с помощью тенор саксофона сможет выразить то, что происходило в его душе. Это был важный опыт для него как для музыканта. Стиль его игры изменился, став более энергичным и свободным, а звук - более резкими, окрашенным жгучими акцентами.О периоде своего увлечения Колтрейном Арт Пеппер говорил: «Думаю, это помогло моему росту как музыканта, пройти через Колтрейна. … Это было чем-то вроде школы, как будто я учился один-два года. … В конечном счете, это дало мне другое измерение и только расширило возможности».
В 1968 году Пеппер получил предложение от Бадди Рича (Buddy Rich) исполнять ведущие партии альт-саксофона в его коллективе. Так как в то время у Артура был только тенор, ему пришлось одолжить альт у одного из музыкантов оркестра. Бадди остался доволен первой репетицией. А сам Пеппер, вернувшись в отель, вошёл в номер, подошёл к зеркалу и просто начал играть на саксофоне. Звук альта был именно тем, чего он так ждал всё это время. Это было и возвращение, и одновременно открытие. С тех пор его основным инструментом снова стал альт саксофон, голос которого вернул былую лиричность, но в то же время приобрёл большую эмоциональность.
К сожалению, долго быть на первых ролях у Бадди Рича Пепперу не удалось – сказалось подорванное здоровье. У Бадди приходилось работать так, что пот лил в три ручья: будучи требователен к своим музыкантам, он своим примером показывал, как надо выкладываться на каждом выступлении, и потому никому не делал поблажек. Проблемы со здоровьем заставили джазмена провести три месяца на больничной койке. Вернувшись в оркестр, он уже не получил сольных партий. Однако этот опыт игры с большим коллективом он считал для себя очень важным.
Состояние музыканта становилось всё хуже. Он достиг самого дна – алкоголик и наркоман, музыкальная карьера которого была на нуле. Чтобы как-то выбраться из этой ставшей крайне критической ситуации, Пеппер в 1969 году решился на лечение в реабилитационном центре «Синанон» (Synanon) в Калифорнии. Это решение стало поворотным событием в его жизни. В «Синаноне» Пеппер встретил Лори Миллер, благодаря которой ему удалось пройти все испытания и снова оказаться на плаву. Как оказалось, Лори случалось до этого видеть Арта в 1956 году, когда она училась в музыкальной школе в Вестлейке, собираясь стать певицей. И вот их дороги снова пересеклись. Будучи наслышана об ужасной репутации Пеппера, она ожидала увидеть монстра. Однако им удалось сблизиться. Лори помогла Арту вернуться к успешной карьере и внесла стабильность в его жизнь. В 1974 году она стала его третьей женой.
После выхода из реабилитационного центра Пепперу удалось достаточно быстро восстановиться как музыканту, несмотря на те длительные периоды, когда он не мог играть на саксофоне. В 1972 году хорошей поддержкой для него стала компания Buffet, которая предоставила инструменты и организовала ряд лекций в колледжах по всей стране.
В 1975 году Пеппер пришёл в студию звукозаписи, в результате чего вышла в свет целая серия альбомов, ознаменовавших его возрождение. Среди них - запись, сделанная в 1977 году «Saturday Night at the Village Vanguard» (студия «Contemporary», 1977) и одна из его поздних записей со струнными в 1981 году («Winter Moon», студия «Galaxy», 1981) — с великолепным звучанием, где каждая нота наполнена искренними чувствами и переживаниями.
Несмотря на все трудности жизни, Арт Пеппер сохранил в своём исполнении удивительную лиричность и чистоту, тот мелодичный стиль, созвучный с Ли Коницем (Lee Konitz) и Полом Дезмондом (Paul Desmond), который был так характерен для стиля Западного побережья.
Помимо работы в студии, Пеппер также вернулся к активным концертным выступлениям, собрав собственный квартет. В 1975 году он также работал с экспериментальным бэндом Дона Эллиса (Don Ellis). Поначалу никто не верил в успех этого сотрудничества. В одном из интервью музыкант вспоминал: «Я слышал, что парни говорили: «Приятель, он не может играть с этим бэндом.» Там же всё на девять восьмых, семь восьмых, пять шестых, пять восьмых, девять двенадцатых – просто невероятно сложные аранжировки, и они говорили: «Нет, он слишком стар, приятель». И я для примера сыграл соло в размере пять четвертых и семь восьмых, и это было прекрасно – дуэт с виолончелью, потом со струнными.» Арту пришлось взять партитуру домой и серьёзно работать, разбираясь во всех музыкальных хитросплетениях. Но дело того стоило: аудитория принимала его соло стоя.
С помощью Лори Арт Пеппер организовал несколько туров по Соединённым Штатам, Европе и в Японии, где был горячо встречен публикой. На концертах часто звучали собственные композиции Пепера, такие как «Straight Life», «Diane», «Patricia», «Zenobia», «Las Cuevas de Mario». Многие из них он посвятил своей Лори - это «My Laurie», «Samba Mom Mom», «What Laurie Likes», «Rita San» (так Лори называли в Японии).
Лори, действительно, преобразила жизнь джазмена. Она полностью занялась его финансами и организацией концертов. Она вытрясала деньги с звукозаписывающих студий, которые выпускали диски с записями Пеппера и при этом не отчисляли ему самому ни гроша. Она добилась того, что Арт теперь мог заниматься только тем, что было ему интересно, не думая о том, чтобы заработать денег, играя на свадьбах или в ресторанах. Арт называл её своим менеджером, агентом, издателем и критиком.
Лори также воодушевила Пеппера на создание автобиографической книги «Stright Life», в которой он описал всю свою полную непростых событий жизнь. Арт надиктовывал свои воспоминания на магнитофон, а Лори переносила их на бумагу.
Книга «Stright Life» увидела свет в 1979 году и стала одной из самых честных музыкальных биографий. Написанная от первого лица, она не приукрашивала действительность и со всей прямотой передавала жизнь автора, со всеми его взлетами и падениями, душевным волнениями и внутренними проблемами.
Свои последние годы Арт Пеппер провёл, стараясь наверстать упущенное время, выступая на каждом концерте как на последнем в своей жизни. Он объездил весь мир со своей группой, записал более ста альбомов, писал песни, занимал верхние строчки всевозможных чартов, вызывая уважение и восхищение.
Арт Пеппер умер в 1982 году в возрасте 56 лет.
Сегодня его вдова Лори Пеппер выпускает лучшее из того музыкального материала, что остался неизданным. Также она работает над фильмом, основанным на книге «Stright Life» и готовит книгу мемуаров. Её сайт, посвящённый джазмену Арту Пепперу, продолжает пополняться новой информацией и редкими снимками.
Источники:
ART PEPPER. The evolution of an individualist. Talking to Les Tomkins in 1979. http://jazzpro.nationaljazzarchive.org.uk/interviews/art%20pepper_1.htm
ART PEPPER. At Ronnie's. Talking to Les Tomkins in 1980. http://jazzpro.nationaljazzarchive.org.uk/interviews/art%20pepper_2.htm
ART PEPPER. A rich past, and a bright future. Talking to Les Tomkins in 1980. http://jazzpro.nationaljazzarchive.org.uk/interviews/art%20pepper_3.htm
ART PEPPER. New fields still to conquer. Talking to Les Tomkins in 1981. http://jazzpro.nationaljazzarchive.org.uk/interviews/art%20pepper_4.htm
Robert Dupuis. Art Pepper Biography. http://www.musicianguide.com/biographies/1608000092/Art-Pepper.html#ixzz5Z2BnrfLA
https://lauriepepper.net/index.html