Алексей Зубов - легендарный саксофонист, джазмен, композитор, аранжировщик, имя которого яркой нитью вплетено в историю отечественной джазовой музыки и не только.
Алексей Зубов родился 15 ноября 1936 года в Москве, в семье учёных. Его увлечение джазом началось ещё во время учёбы в средней школе, в самом начале 1950-х, когда джаз в нашей стране, мягко говоря, не приветствовался в официальных кругах. Дома были пластинки Бенни Гудмена (Benny Goodman) и Фэтса Уоллера (Fats Waller), а по ночам - радио ВВС и «Голос Америки», на волнах которых можно было поймать долгожданные 15 минут джаза. Эта музыка будоражила воображение и побуждала к творчеству. Однако первые детские попытки снять джазовое соло на рояле не увенчались успехом – недоставало знаний.
Физика и джаз
После школы в жизни юного Алексея Зубова был физфак МГУ и духовой оркестр, в который начинающий физик записался на втором курсе. Получив на руки кларнет, он выучился играть «Сулико», после чего принялся за Бенни Гудмена. С этим багажом он и пришёл в самодеятельный оркестр Бориса Рычкова, с которым в своё время учился в одной школе. Именно тогда по совету школьного друга Алексей сменил кларнет на саксофон, что определило его дальнейшую творческую судьбу.
За этим событием последовали три месяца упорных занятий на саксофоне, после чего в 1955 году Алексей был принят в самодеятельный оркестр ЦДРИ «Первый шаг».
«Восьмёрка ЦДРИ»
ЦДРИ (Центральный дом работников искусства) в то время являлся уникальным местом, где собрались молодые талантливые музыканты. Именно здесь, на базе оркестра, в 1956 году была создана знаменитая «Восьмёрка ЦДРИ» - ансамбль импровизаторов, куда кроме Алексея Зубова, игравшего на тенор саксофоне, вошли Виктор Зельченко (труба), Константин Бахолдин (тромбон), Георгий Гаранян и Эрик Дибай (альт саксофон), Игорь Берухтис (контрабас), Александр Гареткин/Александр Салганик (барабаны), Борис Рычков/Николай Капустин (фортепиано).
Интересно, что среди участников команды не было практически ни одного профессионального музыканта – все они учились в различных вузах, причём в большинстве своём технического направления (Георгий Гаранян был студентом Станкина, Константин Бахолдин – Института связи, Алексей Зубов – физфака МГУ). Единственным профессиональным музыкантом среди всех был Борис Рычков, учившийся в Музыкальном училище им.Гнесиных.
Ансамбль, исполняющий современный джаз, сразу привлёк внимание молодой публики и стал пользоваться большой популярностью. Ребята много играли на танцплощадках, выступали в студенческих домах культуры, а также в знаменитом павильоне «Шестигранник», где устраивались знаменитые полуподпольные джазовые вечеринки.
Важным событием для музыкантов стал Фестиваль молодёжи и студентов, проходивший в 1957 году. В рамках фестиваля организаторами решено было устроить джазовый конкурс, а для этого были необходимы музыкальные коллективы, играющие джаз. Было решено на базе «Восьмёрки» сформировать ансамбль, который бы мог принять участие в конкурсе. В результате ансамбль занял второе место (первое место в тот раз не было присвоено). Но конкурс закончился, фестиваль отгремел, и биг-бенд был распущен.
Начало профессиональной карьеры
Жизнь студента-физика Алексея Зубова была невероятно насыщенной: днём – лекции, вечером – выступления на танцплощадках и в клубах, а ещё постоянные занятия на саксофоне. Такой плотный график, тем не менее, не помешал Алексею успешно защитить в 1960 году университетский диплом и получить распределение в ФИАН (Физический институт Академии наук). Однако, вместо того, чтобы двигать вперёд советскую науку, новоиспечённый выпускник поступил в биг-бэнд Олега Лундстрема, где на тот момент освободилось место баритониста, тем самым окончательно выбрав свой профессиональный путь.
Променяв легендарный институт на легендарный оркестр, Алексей принялся осваивать новый инструмент и новый репертуар. Это было нелегко, так как музыкального образования не было, и всё приходилось постигать самостоятельно. «Мне не хватало формального музыкального образования, не было навыков чтения, у меня не было техники. Я был принят на работу только потому, что я знал современный джаз больше, чем любой саксофонист в России в то время, имел приличный звук и чувство свинга», - так описывал сложившуюся в то время ситуацию сам Алексей Зубов в своей автобиографии. К счастью, спустя полтора года ему всё же удалость сменить баритон на свой любимый тенор саксофон.
Шесть лет работы в оркестре Олега Лундстрема стали для него настоящей школой, позволившей приобрести необходимый профессиональный уровень. Наряду с этим Алексей увлёкся инструментовкой, причём настолько, что стал создавать свою музыку.
В поисках собственного стиля
Чувствуя, что в рамках оркестра, исполняющего в основном популярный биг-бэндовый джаз, становится тесно, Алексей Зубов в 1966 году вместе с группой других музыкантов перешёл от Олега Лундстрема в Оркестр радио и телевидения под управлением Вадима Людвиковского. Этот шаг позволил расширить границы репертуара и предоставил возможности для большей самореализации.
Помимо работы в оркестре, Алексей стал одним из участников джазового коллектива «Крещендо», созданного в конце 1965 года. В него вошли также Борис Фрумкин (фортепиано), Алексей Исплатовский/Адольф Сатановский (котрабас), Валерий Буланов/Александр Гореткин (ударные), Константин Бахолдин (тромбон, в составе квинтета).
С самого начала музыкантов привлекал фольклор - среднеазиатская и гуцульская музыка. Они собирали записи, слушали народных исполнителей, изучали их опыт, вдохновляясь которым, пытались найти собственный стиль и собственный выразительный язык.
С работой «Вариации на тему мугама «Чаргях»», основанной на традиционной азербайджанской музыке, музыканты поехали в 1967 году на Таллинский фестиваль, где их высоко оценили. Это был серьёзный профессиональный прорыв. Кроме того, сам фестиваль вызвал бурю новых эмоций. Здесь удалось услышать живое выступление американского джазового саксофониста Чарлза Ллойда (Charles Lloyd), которое произвело на всех сильное впечатление.
Важную роль в поиске собственного стиля сыграла и пластинка Джона Колтрейна (John Coltrane) «A Love Supreme», вышедшая в 1965 году. В звучании тенор саксофона Колтрейна улавливались темы исконной народной мелодики. Это вдохновило Алексея Зубова на создание «Новгородской песни», в которой он попытался соединить свой новый музыкальный опыт с русской традицией. С этим сочинением в 1967 году коллектив «Крещендо» поехал на джазовый фестиваль в Прагу, где был замечен критиками и тепло встречен публикой.
В следующем году музыканты приняли участие в московском фестивале «Джаз-68». Там они представили сюиту Алексея Зубова «Былины-старины», в основу которой легли традиции русского народного музыкального творчества, переосмысленные и интерпретированные в джазовом ключе. Состоящая из трёх частей сюита естественно и вольно обыгрывала народные попевы, подстраивая под них звучание инструментов и вольно интерпретируя ритмический рисунок. Выступление было настолько ярким и впечатляющим, что ансамблю была присуждена первая премия.
Дуэт с Игорем Саульским
После того, как в 1973 году оркестр под управлением Вадима Людвиковского был расформирован, многие музыканты, включая и Алексея Зубова, перешли работать в ансамбль «Мелодия» Всесоюзной фирмы грамзаписи, где Алексей стал ведущим солистом. Здесь при его участии в 1974 году вышел известный альбом джазовых композиций «Лабиринт».
Тем не менее, джазового материала в работе «Мелодии» было мало, и потому Алексей стал заниматься созданием собственных проектов. В 1977 году после нескольких попыток организовать квинтет, а потом квартет, родился его дуэт с талантливым музыкантом-импровизатором, клавишником Игорем Саульским.
«Игорь не был джазовым музыкантом в традиционном смысле. У него было приличное классическое образование, он играл в нескольких рок- и фьюжн-группах. Что привлекло меня в нем, так это его интуитивное понимание того, для чего нужна музыка, и способность честно и страстно донести музыкальное эмоциональное послание», - вспоминал Алексей Зубов в своих автобиографических заметках.
На первую репетицию дуэта Алексей шёл с большими сомнениями, которые, однако, быстро рассеялись. Оба музыканта практически сразу нашли общий язык. Взяв за основу несколько русских народных песен, они придумали собственную концепцию построения импровизации.
Разбив народные мелодии на фрагменты, они использовали их в создании более крупной композиции. На основе этих фрагментов и принятых последовательностей аккордов составлялись схемы, в которых не было нотной записи, а присутствовали лишь блоки с названиями тем. Эти блоки соединялись условными знаками, которые определяли характер исполнения (в качестве таких знаков могли быть не только обозначения крещендо или диминуэндо, но и восходящие или нисходящие волны, знаки взрывов или водопадов).
Такой своеобразный мозговой штурм происходил перед каждым концертом, поэтому каждое из выступлений без преувеличения было уникальным. Музыканты играли целое отделение без перерыва. Это был интересный опыт создания живой музыки непосредственно на глазах у зрителя. К сожалению, качественных записей этих концертов не сохранилось.
Дуэт перестал существовать после того, как в 1979 году Игорь Саульский уехал в США.
Композитор и аранжировщик
Ещё работая в оркестре Людвиковского, Алексей Зубов начал серьёзно заниматься аранжировкой для струнных инструментов, самостоятельно постигая теоретические основы и затем проверяя их на практике.
За рядом первых опытов создания инструментовок для оркестра последовали серьёзные самостоятельные работы, среди которых – аранжировки песен Геннадия Гладкова к знаменитой музыкальной комедии «Маша и Витя против Диких гитар» Владимира Лугового и Павла Финна, а также широко известные оркестровки к песням Владимира Высоцкого, среди которых и музыка к кинофильму «Стрелы Робин Гуда» (1975 г). Помимо этого, Алексей Зубов написал инструментальную музыку для большого симфонического оркестра к трём художественным фильмам: «Забудьте слово «смерть»» (1979 г.), «Хлеб, золото, наган» (1980 г.), «Шестой» (1981 г).
Переезд в США
В 1984 Алексей Зубов принял решение эмигрировать в США. Наладить жизнь на новом месте оказалось не так легко, как казалось. Несмотря на то, что до этого он несколько раз бывал в Америке и мог составить представление о характере жизни в этой стране, смена места жительства не прошла гладко.
Алексей Зубов обосновался в Лос-Анджелесе - для жизни в Нью-Йорке элементарно не хватало денег. Если в Москве у музыканта была постоянная занятость – концерты, записи, заказы аранжировок, - то в США его мало кто знал, и предлагать работу никто не спешил. Пришлось начинать всё сначала, завоёвывать авторитет в новом музыкальном сообществе.
Алексей Зубов много играл в клубах Лос-Анджелеса с разными музыкантами, работал в музыкальном магазине, организовал студию звукозаписи.
На протяжении всей творческой биографии Алексей Зубов находился на сцене и записывался с такими выдающимися джазовыми музыкантами, как Гэри Бёртон (Gary Burton), Чик Кориа (Chic Corea), Пит Кристлиб (Pete Cristlieb), Пол Гонзалвес (Paul Gonsalves), Чарли Хэйден (Charlie Haden), Алберт "Тути" Хит (Albert “Tootie” Heath), Дик Хайман (Dick Hyman), Кит Джарретт (Keith Jarrett), Милчо Левиев (Milcho Leviev).
Последним его проектом стал квартет молодых музыкантов «Rejuvenation Project», совместно с которым он записал одноимённый альбом. В эту пластинку вошли его композиции разных лет.
Алексей Зубов ушёл из жизни 21 января 2021 года в Лос-Анджелесе.
Источники:
http://alexeiz.com/
https://www.facebook.com/alexei.zoubov
|
"Любой музыкант, будь то исполнитель или композитор, любитель или профессионал, передаёт послание, рассказывая историю путём создания музыки.
Это справедливо в отношении любой музыки, будь то джаз или любая другая музыкальная импровизация."
Алексей Зубов.
А.Зубов, К.Бахолдин.
А.Сатановский, Г.Гаранян, К.Бахолдин, А.Зубов. 1965 год.
А.Зубов, А.Товмасян, В.Клейнот на джем-сейшне с Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater) во время её гастролей в СССР с оркестром Иллинойского университета. 1969 год.
Алексей Зубов и Пол Гонсалвес (Paul Gonsalves).
В 1971 году Дюк Эллингтон (Duke Ellington) со своим оркестром посетил с гастролями Советский Союз. В один из вечеров музыканты оркестра устроили многочасовой джем-сейшн с советскими джазменами.
В 1975 году на экраны вышел знаменитый музыкальный детский фильм "Новогодние приключения Маши и Вити", снятый по мотивам пьесы "Маша и Витя против "Диких гитар"".
По словам самого Алексея Зубова, написавшего аранжировки к песням Геннадия Гладкова для этого фильма, образ кота Матвея, которого исполнил Михаил Боярский, был списан с его собственного концертного имиджа.
А.Зубов, В.Буланов, С.Гурбелошвили, А.Родионов. 1979 год.
Алексей Зубов. ДК "Москворечье".
1980 год.
Алексей Зубов, Игорь Бриль.
Алексей Зубов. Москва. 2013 год.
|