Салон саксофонов
Москва, 12-й проезд Марьиной рощи 8 стр 2
ежедневно 11:00 - 20:00
+7 (925) 509-28-04

e-mail: zakaz@saxbird.ru

WhatsApp
Ремонтная
мастерская
+7 (925) 509-28-04

Чарли Паркер

08.05.2017

WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.42 (1).jpeg



WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.43.jpeg



WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.46 (1).jpeg



WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.44 (1).jpeg



WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.44 (2).jpeg



WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.41 (3).jpeg



WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.47 (1).jpeg



WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.48.jpeg



WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.48 (1).jpeg



WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.41 (2).jpeg



WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.42.jpeg













charlie_parker.jpgКто учит птицу петь? Нелепый вопрос. Она рождается с этим знанием. Для неё петь и дышать – понятия равнозначные. То же можно сказать и о величайшем джазовом музыканте 20-го века, чье сценическое прозвище Bird стало точным выражением его виртуозного мастерства, его неподражаемой музыки и всей его жизни. Этот музыкант – Чарли Паркер

Начало

Родился Чарли Паркер (Charlie Parker) 29 августа 1920 года в Канзас-Сити, штат Канзас. Детство же его прошло в Канзас-Сити штата Миссури. Так совпало, что именно здесь в конце 20-х – начале 30-х годов формировался особый стиль джазовой музыки – проникновенный, окрашенный блюзовым интонациями, с большой долей импровизации. Музыка звучала буквально отовсюду, так что не увлечься ей было просто невозможно.
Чарли Паркер начал играть на альт-саксофоне с 11 лет. Постепенно занятия музыкой так захватили его, что в 15 лет он окончательно забросил учебу в школе и стал выступать с молодежной группой, играя на вечеринках и в клубах. В то время музыканты могли развлекать публику ночь напролет, получая за свою работу чуть больше доллара. Но такая практика давала неоценимый опыт импровизации. Тогда-то Чарли получил свое первое прозвище Ярдбёрд (Yardbird), что на армейском сленге означало «новобранец», в общем – новичок, зеленая пташка. Но этот новичок упорно шел к своей мечте, упражняясь по 15 часов в день.

В 1938 году восемнадцатилетний Паркер поступил исполнителем в группу джазового пианиста Джея МакШенна (Jay McShann), с которой работал в течение нескольких лет, гастролируя по городам юго-запада Америки, а также выступая в Чикаго и Нью-Йорке. К этому времени относятся и его первые профессиональные записи в составе ансамбля.

Нью-Йорк и бибоп

WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.47.jpegВ начале 1939 года Чарли Паркер перебрался Нью-Йорк. Вот как Билли Экстайн (Billy Eckstine) вспоминает его первое появление на сцене одного из нью-йоркских клубов: «Когда этот оборванец заиграл, мы все вскочили на ноги. Конечно, это был Паркер. Он, действительно, только что прибыл товарняком прямо из Канзас-Сити. Я думаю, что тогда ему было не более 18 лет; он, однако, уже играл на альте как никто другой.» * Вот так «юный птенец» вырос, став настоящей Птицей – в это время за Чарли Паркером закрепилось прозвище, ставшее, по сути, его вторым именем – Бёрд (Bird).

Однако Бёрду было недостаточно в совершенстве владеть инструментом, исполняя привычные джазовые аранжировки. Он находился в постоянном поиске для выражения той музыки, что постоянно звучала в его голове. Вспоминая то время, он рассказывал в одном из интервью: «Это было в декабре 1939 года. Я устал от стереотипных приемов игры, которые тогда повсюду использовались, и часто думал, что музыка должна быть какой-то иной. Иногда я уже мог слышать ее в себе, но я еще не умел ухватить и сыграть это.
В ту ночь вместе с гитаристом Бидди Флитом мы исполняли тему "Cherokee", и я внезапно обнаружил, что, используя более высокие интервалы аккордов в качестве мелодической линии, я могу сыграть все то, что я "слышал" внутри себя. После этого я ожил.» *

Паркер был не одинок в своем видении нового джаза. В том же направлении вели свои поиски молодые джазмены, которые оттачивали свое мастерство в ночных клубах Нью-Йорка – головокружительный трубач Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), виртуозный пианист Телониус Монк (Thelonious Monk), неистовый барабанщик Кенни Кларк (Kenny Clarke). С Диззи Гиллеспи Паркер познакомился в 1942 году в оркестре Эрла Хайнса (Earl Hines), куда он ушел после работы у МакШенна. Это знакомство ввело его в круг единомышленников и послужило стимулом к совместному новаторскому творчеству.

WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.40.jpegНовая музыка, или модерн-джаз, как прогрессивные музыканты сами ее тогда называли, рождалась на маленьких сценах ночных клубов Гарлема. Самыми известными из них были «У Монро» (Clark Monroe's Uptown House) и «У Минтона» (Minton's Playhouse). В те времена любой музыкант мог после работы прийти в клуб и играть то, что душе угодно, благо публику по большей части мало интересовало происходящее на сцене. Нередко для того, чтобы обеспечить себе площадку и отпугнуть новичков, друзья-новаторы, предварительно договорившись, начинали играть такие сложные пассажи, что неумелые исполнители быстро ретировались, запнувшись на очередной музыкальной фразе.

Но постепенно из этих дерзких поисков выкристаллизовалось нечто новое, отвечающее духу времени - направление, которое впоследствии получило название бибоп. (По одной из версий это слово родилось из звукоподражания, которое выражало наиболее любимый тогда интервальный ход - нисходящую уменьшенную квинту.) Эта музыка с короткими энергичными фразами, лишенными привычной мелодичности, резкими импульсивными переходами, характерным ломаным ритмом была непривычной для широкой публики, сложной для восприятия. Из 20 людей, слышавших ее, 15 оставались в недоумении. Однако со временем она завоевывала все больше поклонников.

В 1944 году Паркер с Гиллеспи и группой единомышленников организовали свой маленький ансамбль, который стал первой группой, исполняющей бибоп. В следующие несколько лет Паркер сделал серию классических записей с Редом Норво (Red Norvo), с квинтетом Гиллеспи (Salt Peanuts и Shaff Naff), и свою первую сольную запись (Billie’s Bounce, Now’s the Time, Koko). Новая музыка вызывала споры, но и привлекала аудиторию.

Полет

WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.46.jpegВторая половина 1940-х - время творческого расцвета для Чарли Паркера. В это время он создал свой квинтет, в который вошли трубач Майлз Дэвис (Miles Davis) и барабанщик Макс Роуч (Maxwell Roach). Они регулярно выступали в Нью-Йорке и ездили с турами по большим городам Америки и Европы. Кроме того, Паркер дуэтом с Гиллеспи выступил с концертом в Карнеги Холл (1947 г.), участвовал в студийных записях с Machito's Afro-Cuban band (1949-50 гг.), гастролировал с популярной группой Philharmonic troupe (1949 г.). В 1948 году Бёрд был назван музыкантом года в анкете журнала «Метроном».

В 1949 году на Бродвее открылся ночной клуб "Birdland", названный в честь великого джазмена. Паркер играл на его открытии. (В 1950-х годах "Birdland" стал самым популярным джаз-клубом Нью-Йорка.) К этому же периоду относятся студийные записи Чарли Паркера для Savoy и Dial labels в 1945-48 гг., (включая композиции Koko, Relaxin' at Camarillo, Night in Tunisia, Embraceable You, Donna Lee, Ornithology, Parker's Mood), которые знаменуют период расцвета творчества великого музыканта.

WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.43 (3).jpegЧарли Паркер стал образцом, которому стремились подражать молодые саксофонисты. Звук его альта отличался мощью и предельной выразительностью, с рыдающими верхними нотами и легким вибрато. Одним из его наиболее влиятельных нововведений было использование восьми нот в качестве основной единицы фразы. В свою очередь сами фразы он разбивал на отрезки разной длины, добавляя ассиметричные акценты. Его блестящая, новаторская техника исполнения, наполненная звуками во всех регистрах, и точность в сочетании с быстрым темпом игры на инструменте очень широко имитировались другими музыкантами.

a1641f766844de5661c5e03f09ca6870.jpg  WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.38.jpeg  WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.43 (2).jpeg

Все, что останется после…

В начале 1950-х наступил очень сложный период в жизни музыканта. Однако он не переставал экспериментировать. Чарли Паркер сделал несколько превосходных студийных записей со струнными коллективами. Его интересы в это время выходят за пределы джаза, он начинает интересоваться классической музыкой. Вот, что он говорил на этот счет: «Первой была сюита Стравинского "Жар-птица". Я услыхал народный язык улиц и обомлел. Я просто потерял голову. Думаю, что Барток также станет моим любимым композитором. Мне нравятся все современные композиторы, но я люблю и классиков - Баха, Бетховена и т.д.»* Он хотел брать уроки у композитора Эдгара Вареза. Однако планам не суждено было осуществиться. Бёрд умер 12 марта 1955 года, не дожив до тридцати пяти лет.

WhatsApp Image 2022-11-15 at 04.07.44 (3).jpeg

Влияние паркеровского звучания и техники на музыкантов последующих поколений бесспорно. Так же значима и его концепция гармонии и мелодии. Отказавшись от диатонического ряда, привычного для раннего джаза, он импровизировал и обыгрывал темы, используя хроматический ряд. Очень часто он исполнял фразы, которые предполагали дополнительные гармонии, или играл пассажи, которые лишь отдаленно относились к основной гармонической теме (изменение аккорда). Но, несмотря на все его «вольности» в сольном исполнении, он сохранял мелодическую линию. В медленном темпе, так же, как и в быстром, он создавал импровизации, которые пробуждали сложные чувства и тонкие эмоции.

Воздействие Паркера на современный джаз очень велико. Среди его последователей - саксофонист Орнетт Коулман (Ornette Coleman), саксофонист Джон Колтрейн (John Coltrane), композитор Альберт Эйлер (Albert Ayler) – музыканты, сыгравшие важную роль в развитии современного джаза.

*Все цитаты взяты из книги: Нэт Хентофф, Нэт Шапиро «Послушай, что я тебе расскажу». (Nat Hentoff, Nat Shapiro «Hear Me Talkin' to Ya»).
   











Возврат к списку