|
Кто учит птицу петь? Нелепый вопрос. Она рождается с этим знанием. Для неё петь и дышать – понятия равнозначные. То же можно сказать и о величайшем джазовом музыканте 20-го века, чье сценическое прозвище Bird стало точным выражением его виртуозного мастерства, его неподражаемой музыки и всей его жизни. Этот музыкант – Чарли Паркер
Начало
Родился Чарли Паркер (Charlie Parker) 29 августа 1920 года в Канзас-Сити, штат Канзас. Детство же его прошло в Канзас-Сити штата Миссури. Так совпало, что именно здесь в конце 20-х – начале 30-х годов формировался особый стиль джазовой музыки – проникновенный, окрашенный блюзовым интонациями, с большой долей импровизации. Музыка звучала буквально отовсюду, так что не увлечься ей было просто невозможно.
Чарли Паркер начал играть на альт-саксофоне с 11 лет. Постепенно занятия музыкой так захватили его, что в 15 лет он окончательно забросил учебу в школе и стал выступать с молодежной группой, играя на вечеринках и в клубах. В то время музыканты могли развлекать публику ночь напролет, получая за свою работу чуть больше доллара. Но такая практика давала неоценимый опыт импровизации. Тогда-то Чарли получил свое первое прозвище Ярдбёрд (Yardbird), что на армейском сленге означало «новобранец», в общем – новичок, зеленая пташка. Но этот новичок упорно шел к своей мечте, упражняясь по 15 часов в день.
В 1938 году восемнадцатилетний Паркер поступил исполнителем в группу джазового пианиста Джея МакШенна (Jay McShann), с которой работал в течение нескольких лет, гастролируя по городам юго-запада Америки, а также выступая в Чикаго и Нью-Йорке. К этому времени относятся и его первые профессиональные записи в составе ансамбля.
Нью-Йорк и бибоп
В начале 1939 года Чарли Паркер перебрался Нью-Йорк. Вот как Билли Экстайн (Billy Eckstine) вспоминает его первое появление на сцене одного из нью-йоркских клубов: «Когда этот оборванец заиграл, мы все вскочили на ноги. Конечно, это был Паркер. Он, действительно, только что прибыл товарняком прямо из Канзас-Сити. Я думаю, что тогда ему было не более 18 лет; он, однако, уже играл на альте как никто другой.» * Вот так «юный птенец» вырос, став настоящей Птицей – в это время за Чарли Паркером закрепилось прозвище, ставшее, по сути, его вторым именем – Бёрд (Bird).
Однако Бёрду было недостаточно в совершенстве владеть инструментом, исполняя привычные джазовые аранжировки. Он находился в постоянном поиске для выражения той музыки, что постоянно звучала в его голове. Вспоминая то время, он рассказывал в одном из интервью: «Это было в декабре 1939 года. Я устал от стереотипных приемов игры, которые тогда повсюду использовались, и часто думал, что музыка должна быть какой-то иной. Иногда я уже мог слышать ее в себе, но я еще не умел ухватить и сыграть это.
В ту ночь вместе с гитаристом Бидди Флитом мы исполняли тему "Cherokee", и я внезапно обнаружил, что, используя более высокие интервалы аккордов в качестве мелодической линии, я могу сыграть все то, что я "слышал" внутри себя. После этого я ожил.» *
Паркер был не одинок в своем видении нового джаза. В том же направлении вели свои поиски молодые джазмены, которые оттачивали свое мастерство в ночных клубах Нью-Йорка – головокружительный трубач Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), виртуозный пианист Телониус Монк (Thelonious Monk), неистовый барабанщик Кенни Кларк (Kenny Clarke). С Диззи Гиллеспи Паркер познакомился в 1942 году в оркестре Эрла Хайнса (Earl Hines), куда он ушел после работы у МакШенна. Это знакомство ввело его в круг единомышленников и послужило стимулом к совместному новаторскому творчеству.
Новая музыка, или модерн-джаз, как прогрессивные музыканты сами ее тогда называли, рождалась на маленьких сценах ночных клубов Гарлема. Самыми известными из них были «У Монро» (Clark Monroe's Uptown House) и «У Минтона» (Minton's Playhouse). В те времена любой музыкант мог после работы прийти в клуб и играть то, что душе угодно, благо публику по большей части мало интересовало происходящее на сцене. Нередко для того, чтобы обеспечить себе площадку и отпугнуть новичков, друзья-новаторы, предварительно договорившись, начинали играть такие сложные пассажи, что неумелые исполнители быстро ретировались, запнувшись на очередной музыкальной фразе.
Но постепенно из этих дерзких поисков выкристаллизовалось нечто новое, отвечающее духу времени - направление, которое впоследствии получило название бибоп. (По одной из версий это слово родилось из звукоподражания, которое выражало наиболее любимый тогда интервальный ход - нисходящую уменьшенную квинту.) Эта музыка с короткими энергичными фразами, лишенными привычной мелодичности, резкими импульсивными переходами, характерным ломаным ритмом была непривычной для широкой публики, сложной для восприятия. Из 20 людей, слышавших ее, 15 оставались в недоумении. Однако со временем она завоевывала все больше поклонников.
В 1944 году Паркер с Гиллеспи и группой единомышленников организовали свой маленький ансамбль, который стал первой группой, исполняющей бибоп. В следующие несколько лет Паркер сделал серию классических записей с Редом Норво (Red Norvo), с квинтетом Гиллеспи (Salt Peanuts и Shaff Naff), и свою первую сольную запись (Billie’s Bounce, Now’s the Time, Koko). Новая музыка вызывала споры, но и привлекала аудиторию.
Полет
Вторая половина 1940-х - время творческого расцвета для Чарли Паркера. В это время он создал свой квинтет, в который вошли трубач Майлз Дэвис (Miles Davis) и барабанщик Макс Роуч (Maxwell Roach). Они регулярно выступали в Нью-Йорке и ездили с турами по большим городам Америки и Европы. Кроме того, Паркер дуэтом с Гиллеспи выступил с концертом в Карнеги Холл (1947 г.), участвовал в студийных записях с Machito's Afro-Cuban band (1949-50 гг.), гастролировал с популярной группой Philharmonic troupe (1949 г.). В 1948 году Бёрд был назван музыкантом года в анкете журнала «Метроном».
В 1949 году на Бродвее открылся ночной клуб "Birdland", названный в честь великого джазмена. Паркер играл на его открытии. (В 1950-х годах "Birdland" стал самым популярным джаз-клубом Нью-Йорка.) К этому же периоду относятся студийные записи Чарли Паркера для Savoy и Dial labels в 1945-48 гг., (включая композиции Koko, Relaxin' at Camarillo, Night in Tunisia, Embraceable You, Donna Lee, Ornithology, Parker's Mood), которые знаменуют период расцвета творчества великого музыканта.
Чарли Паркер стал образцом, которому стремились подражать молодые саксофонисты. Звук его альта отличался мощью и предельной выразительностью, с рыдающими верхними нотами и легким вибрато. Одним из его наиболее влиятельных нововведений было использование восьми нот в качестве основной единицы фразы. В свою очередь сами фразы он разбивал на отрезки разной длины, добавляя ассиметричные акценты. Его блестящая, новаторская техника исполнения, наполненная звуками во всех регистрах, и точность в сочетании с быстрым темпом игры на инструменте очень широко имитировались другими музыкантами.
Все, что останется после…
В начале 1950-х наступил очень сложный период в жизни музыканта. Однако он не переставал экспериментировать. Чарли Паркер сделал несколько превосходных студийных записей со струнными коллективами. Его интересы в это время выходят за пределы джаза, он начинает интересоваться классической музыкой. Вот, что он говорил на этот счет: «Первой была сюита Стравинского "Жар-птица". Я услыхал народный язык улиц и обомлел. Я просто потерял голову. Думаю, что Барток также станет моим любимым композитором. Мне нравятся все современные композиторы, но я люблю и классиков - Баха, Бетховена и т.д.»* Он хотел брать уроки у композитора Эдгара Вареза. Однако планам не суждено было осуществиться. Бёрд умер 12 марта 1955 года, не дожив до тридцати пяти лет.
Влияние паркеровского звучания и техники на музыкантов последующих поколений бесспорно. Так же значима и его концепция гармонии и мелодии. Отказавшись от диатонического ряда, привычного для раннего джаза, он импровизировал и обыгрывал темы, используя хроматический ряд. Очень часто он исполнял фразы, которые предполагали дополнительные гармонии, или играл пассажи, которые лишь отдаленно относились к основной гармонической теме (изменение аккорда). Но, несмотря на все его «вольности» в сольном исполнении, он сохранял мелодическую линию. В медленном темпе, так же, как и в быстром, он создавал импровизации, которые пробуждали сложные чувства и тонкие эмоции.
Воздействие Паркера на современный джаз очень велико. Среди его последователей - саксофонист Орнетт Коулман (Ornette Coleman), саксофонист Джон Колтрейн (John Coltrane), композитор Альберт Эйлер (Albert Ayler) – музыканты, сыгравшие важную роль в развитии современного джаза.
*Все цитаты взяты из книги: Нэт Хентофф, Нэт Шапиро «Послушай, что я тебе расскажу». (Nat Hentoff, Nat Shapiro «Hear Me Talkin' to Ya»).
|