Салон саксофонов
Москва, 12-й проезд Марьиной рощи 8 стр 2
ежедневно 11:00 - 20:00
+7 (925) 509-28-04

e-mail: zakaz@saxbird.ru

WhatsApp
Ремонтная
мастерская
+7 (925) 509-28-04

Фил Вудс

07.07.2017 Фил Вудс джазмен

В самом начале карьеры все в один голос называли его преемником великого Чарли Паркера, и понадобилось немало времени, чтобы доказать всему миру, что у него в музыке свой собственный путь, не менее яркий и самобытный, чем у кумира его молодости. Сегодня наш рассказ посвящен знаменитому американскому музыканту, виртуозу альт саксофона Филу Вудсу.

Филип Уэллс Вудс (Philip Wells Woods) родился 2 ноября 1931 года в Спрингфилде, штат Массачусетс. Так случилось, что в возрасте 12 лет в наследство от дяди ему достался альт саксофон. Чтобы такая хорошая вещь не пылилась даром в кладовке, мама уговорила Филипа посетить пробный урок игры на инструменте. Этот момент изменил всю жизнь будущего знаменитого саксофониста! 

Увлекшись игрой на альт саксофоне, Филип Вудс принял решение всецело посвятить себя музыке. Его первыми кумирами были Бенни Картер (Benny Carter) и Джонни Ходжес (Johnny Hodges). Учась в старших классах Филип взял несколько частных уроков у пианиста Ленни Тристано (Lennie Tristano), проводника нового направления в джазе, представлявшего альтернативу энергичному бибопу, который впоследствии получил название Cool School. Однако темперамент Вудса был слишком горяч для такого стиля, и он остался приверженцем основного направления в джазе.

Официальное обучение началось для Филипа в Нью-Йорке – сначала в Манхеттенской, а затем в Джульярдской школе музыки, где он осваивал игру на кларнете за неимением там класса саксофона (он окончил ее в 1952 году). Это были очень важные годы, которые помогли сформироваться музыкальным пристрастиям и подготовили базу для его дальнейшего развития как музыканта. 

В Джульярде Вудс слушал игру струнного квартета, который пробирался через дебри произведений Бартока, посещал лекции Джона Кейджа, одного из ведущих представителей послевоенного авангарда в Америке, доставал студенческие пропуска для того, чтобы присутствовать на всех репетициях оперы Стравинского «Похождения повесы». 

С другой стороны, в ночных клубах на 52-й улице играли неподражаемые и сумасшедшие Бёрд, Диззи и Монк. Эта музыка увлекала и захватывала, так что Фил старался бывать практически на всех их выступлениях. 

В этот период Вудс и сам начал играть в клубах, постепенно пробуя себя в качестве джазового музыканта. К середине 50-х он уже работал совместно с трубачом Кенни Дорэмом (Kenny Dorham) в квинтете под управлением Джорджа Уоллингтона (George Wallington). А затем и с Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie) - в составе его коллектива он побывал с гастролями в Южной Америке и на Ближнем Востоке.

Фил Вудс джазовый исполнитель Фил Вудс и Джимми РаниФил Вудс, Woodlore

В 1955 году вышел первый альбом Вудса под названием «Woodlore», который был горячо принят критикой. Стиль Вудса отличался безупречной техникой и свободой исполнения в самом быстром темпе, так что возникало ощущение, будто инструмент играет сам по себе. Все это вызывало ассоциации с блистательным стилем игры Чарли Паркера, из-за чего Вудса и стали называть его преемником. Это мнение еще более укрепилось после того, как он присоединился к ансамблю Диззи Гиллеспи, а затем женился на Чен Ричардсон, последней спутнице Бёрда.

Однако Вудс не собирался всю жизнь оставаться в тени своего кумира, развивая свой собственный стиль. В течение следующих десяти лет он гастролировал с ансамблями Бадди Рича (Buddy Rich), Бенни Гудмена (Benny Goodman), Куинси Джонса (Quincy Jones) и Кларка Терри (Clark Terry). Это был неоценимый опыт работы, раскрывающий все подводные камни взаимоотношений в музыкальном коллективе, который пригодился Вудсу в дальнейшей его карьере.

Среди знаменитых записей этого периода - Rights of Swing (1960), где он руководит октетом, и живая запись в составе оркестра Телониуса Монка (Thelonious Monk) в Town Hall (1959), где Вудс создает длинную и постоянно расширяющуюся мелодию из темы Friday The 13th длиной всего четыре такта, чего не делал даже сам Паркер.

В 1962 году в составе оркестра Бенни Гудмена Фил Вудс побывал в Советском Союзе. Гастроли продолжались в течение месяца, и за это время у американских музыкантов завязались дружеские отношения со многими советскими коллегами. 

Фил Вудс и оркестр Куинси Джонса, 1960Фил Вудс и Геннадий Гольштейн, Ленинград, 1962Фил Вудс и Геннадий Гольштейн, Ленинград, 1962

В 1968 году Фил Вудс поехал во Францию. Европейский джаз в то время переживал период расцвета и был наполнен свежими идеями. Здесь Вудс организовал группу Rhythm Machine, исполняющую музыку в стиле авангардного импровизационного джаза. В составе группы работали такие музыканты как талантливый швейцарский пианист-композитор Джордж Грунтц (George Gruntz), контрабасист Анри Тексье (Henri Texier) и барабанщик Даниэль Юмер (Daniel Humair). Группа просуществовала четыре года. Вершиной творчества коллектива стала запись 1970 года с Франкфуртского джазового фестиваля. Одновременно с работой в группе Фил Вудс реализовал себя как композитор, создавая музыку для датского и бельгийского радио и французского телевидения.

Фил Вудс и Чен Ричардсон, 1969Фил Вудс, Арт ПепперФил Вудс выступает на сцене

В 1972 году Вудс вернулся в Америку, чтобы собрать новую команду музыкантов-единомышленников. В 1973 году он организовал квартет, а затем квинтет, работа с которым позволила Вудсу раскрыться как импровизатору боп-альта более полно и свободно, чем когда бы то ни было. В серии записей, сделанных в 1970-х, Вудс показал, насколько независимым художником он стал к этому моменту. В 1975-м композиция Images Мишеля Леграна, в записи которой Фил Вудз принимал участие в качестве солиста, завоевала премию Гремми в двух номинациях – как лучшая инструментальная композиция и как лучшее джазовое исполнение с биг-бэндом. А в 1978-м Гремми в номинациях «Песня года» и «Запись года» получила песня Билли Джоэла Just the Way You Are, в которой звучит знаменитое соло Вудса.

Фил Вудс, Том Харрелл Джордж Бенсон, Диззи Гиллеспи, Фил Вудс.

На протяжении многих лет состав музыкального коллектива Фила Вудса мало менялся, что говорит как о высокой степени взаимопонимания среди его участников, так и о таланте и профессионализме руководителя. В течение десятилетий в группе работали барабанщик Билл Гудвин (Bill Goodwin) и контрабасист Стив Гилмор (Steve Gilmore). Пианистами в разные годы были Майк Мелильо (Mike Melillo), Хэл Галпер (Hal Galper), Джим МакНили (Jim McNeely), Билл Шарлап (Bill Charlap). Среди многих замечательных альбомов того периода - Birds Of A Feather (1981), Bouquet (1987), Evolution (1988) и Mile High Jazz (1996). На некоторых записях квинтета, особенно тех, где принимает участие трубач Том Харрелл (Tom Harrell), есть редкая возможность услышать партию кларнета в исполнении Вудса. В общей сложности в арсенале Фила Вудса более 100 альбомов, не считая его участия в записях других музыкантов.

Фил Вудс с сакософоном

В течение последних лет Вудс регулярно выступал как в Америке, так и в Европе, несмотря на хроническую эмфизему, которая вынуждала его постоянно иметь при себе кислородный аппарат. С ходом времени звучание его саксофона становилось все более насыщенным, а фразы – более сокровенными. Оставаясь невосприимчивым к модным джазовым течениям, он был всецело приверженцем стиля бибоп.

Очень важной частью своей деятельности Фил Вудс считал преподавание игры на саксофоне. Он был одним из основателей ежегодного фестиваля искусств в штате Делавэр и регулярно оказывал помощь в его проведении, постоянно давал мастер-классы для музыкантов и студенческих джаз-групп по всему миру, включая Национальный молодежный джазовый оркестр в Великобритании и Духовой оркестр Катании в Италии (Сицилия). Нередко он солировал в составе студенческих ансамблей как простой музыкант, невзирая на свою всемирную славу и почетные звания. 

В 2007 году от Национального фонда искусств США Фил Вудс получил высшую государственную награду в области музыки – звание «Мастер джаза». В тот же год ему была присуждена награда вашингтонского Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди – «Живая легенда джаза».
Фил Вудс и Роберт Анчиполовский, Нью-Йорк, 1996
Последний концерт Фила Вудса состоялся 4 сентября 2015 года. Попрощавшись с публикой, он оставил свой инструмент на сцене. А 29 сентября Фил Вудс ушел из жизни, отключив кислородный аппарат.

Среди учеников Фила Вудса немало всемирно известных музыкантов. Один из них - Роберт Анчиполовский, которого связывали с наставником не только частые совместные выступления, но и теплые дружеские отношения. Мы предлагаем видеозапись мастер-класса Роберта Анчиполовского - A tribute to Phil Woods – посвящение великому музыканту и учителю.








Возврат к списку