e-mail: zakaz@saxbird.ru
![]() В пятнадцать лет Леон уже вовсю играл в коктейль-барах по всему Чикаго. Это было военное время, и многие музыканты в числе прочих были мобилизованы, так что у Леона появился шанс проявить себя, выступая с различными группами. В середине сороковых ему случилось поступить в группу Тедди Пауэлла (Teddy Powell) на место Чарли Вентуры (Charlie Ventura). Это был серьёзный опыт: пришлось иметь дело со сложными сольными партиями, которые нужно было осваивать с листа. Впоследствии Кониц шутил, что, когда Тедди услышал в первый раз его соло, то в ужасе начал биться головой о стену. Ученик Ленни Тристано
Некоторое время Ли Конитц и Ленни Тристано работали дуэтом, играя в местных коктейль-барах. Кроме того они организовали секстет, в котором принимал участие тенор саксофонист Уорн Марш (Warne Marsh), ещё один ученик Ленни. Результатом такого сотрудничества стала запись треков «Intuition» и «Digression» в 1949 году, которые считаются первыми из когда-либо задокументированных «свободных» импровизаций. Именно вместе с Тристано и Маршем Кониц дебютировал в качестве лидера на лейбле Prestige в 1950-х годах.
«Birth of the Cool»
Ли Коница потом вспоминал, что, принимая участие в записи, он не думал, что делает что-то неординарное. Для него это была одна из возможностей сыграть хорошую музыку вместе с хорошими музыкантами. Любитель свободной импровизации, он считал такую манеру исполнения немного скучноватой, так как все партии были заранее прописаны, и для свободного выражения оставалось мало места. Вероятно, по той же причине он ушёл из группы Стэна Кентона (Stan Kenton), куда он поступил в 1952 году и проработал в ней полтора года. Участие в большом коллективе заставило Коница изменить манеру игры, сделать звук более форсированным, чтобы выделяться на фоне аккомпанемента. Кроме того, регламентированный формат номеров требовал большей определённости, не оставляя места для вольной импровизации. Но это была хорошая школа, подарившая важный опыт молодому музыканту. Позже Кониц с иронией вспоминал, что это была его последняя постоянная работа.
Ли и Птица
С самим Бёрдом у Коница сложились тёплые дружеские отношения. Однажды им случилось работать вместе. Вышло так, что через некоторое время после ухода из группы Стэна Кентона Ли получил приглашение поучаствовать в концертном туре ансамбля. Репертуар был ему хорошо знаком, и он согласился, заодно поинтересовавшись, кто ещё будет в составе. Когда он услышал имя Чарли Паркера, то был очень удивлён и обрадован, так как у него появился шанс поближе узнать музыканта, которым он восхищался. Паркер также высоко оценивал уровень мастерства Ли Коница и всегда выражал ему своё уважение за то, что он идёт своим путём в музыке, не копируя чью-либо манеру.
Концерты и альбомы
В 1961 году Ли Кониц совместно с барабанщиком Элвином Джонсом (Elvin Jones) и басистом Сонни Далласом (Sonny Dallas) записал на лейбле Verve альбом «Motion», который считается одной из лучших его работ. В альбом входят пять стандартов, исполненных в свободном стиле, приближенным к фри-джазу, который отличает вольное обращение с темой и гармонией.
Кониц продолжал развивать свою линию свободной импровизации, сохраняя индивидуальный стиль исполнения, для которого была характерна проникновенная лиричность и вдумчивость. При этом для него не имело значения, что его манера идёт вразрез с актуальными музыкальными течениями, которые тяготели к более жёсткому и агрессивному стилю исполнения.
В начале 70-х Ли Кониц вернулся в Манхеттен. Он много играл в клубах, давал мастер-классы, записывал пластинки на небольших лейблах. В этот период он сотрудничал со многими музыкантами, среди которых были саксофонисты Гэри Барц (Gary Bartz), Джеки Маклин (Jackie McLean) и Чарли Мариано (Charlie Mariano). В 1975 году Ли Кониц собрал квартет, в составе которого, помимо него самого, были Марсиаль Солаль, Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette) и Дэйв Холланд (Dave Holland). В том же году вышел его сольный альбом «Lone-Lee» (джазмен любил обыгрывать своё имея в названиях своих альбомов).
В 80-е годы он продолжал активно гастролировать, выступая не только в Америке, но и в Европе. В 1992 году в знак признательности за его глубокое влияние на европейскую джазовую музыку Кониц получил датскую премию Jazzpar.
Импровизация Ли
Звук для него был основой всего: «Я стараюсь реагировать на звук, который я слышу. Меня в этот момент не занимают теоретические вещи, в противном случае я не буду играть в своей манере. Мой способ исполнения предполагает, что ты открыт и воспринимаешь любой звук. Даже если этот звук идёт от аудитории. Всё для меня становится частью музыки. … Я могу, если нужно, остановиться и сказать: «Хорошо, это был ре-минор и т.д.», но на самом деле я не хочу этого знать. Я просто хочу понимать, что это ещё одна комбинация нот, создающих звук,» - рассказывал он в одном из интервью.
Кониц всю свою жизнь оставался верен джазовым стандартам и акустическому современному джазу. Обращаясь к хорошо известным джазовым темам, он каждый раз ставил перед собой задачу сыграть их по-новому, так, как они могу прозвучать именно сегодня, потому что завтра всё будет иначе. Это был его метод, его неповторимый стиль, которому нельзя научиться, а можно только почувствовать и постараться найти что-то своё.
В 2009 году Кониц был удостоен стипендии NEA Jazz Masters Fellowship, одной из высших джазовых наград США, присуждённой в знак признания его влияния в джазовой музыке и уважения к его долгой карьере. Даже будучи в преклонном возрасте он продолжал выступать и записывать альбомы с молодыми музыкантами. В общей сложности только его дискография в качестве лидера насчитывает более 150 наименований, не считая его участия в записи альбомов других музыкантов. В свой 92-й день рождения 13 октября 2019 г. Ли Кониц играл на саксофоне в дуэте с пианистом Дэном Тепфером. Меньше чем через год его не стало. Он умер 15 апреля 2020 г. из-за осложнений, вызванных вирусом COVID-19.
«Пока есть люди, которые пытаются играть музыку искренне, будет и джаз. Кто станет следующим голосом, который скажет новое слово? Сложно сказать. После всех этих лет опыта, развития музыки, куда ещё можно двигаться, как говорится? Что ж, можно просто продолжать играть. Вот и всё. И если появится кто-то, кто сможет это сделать по-новому, тогда появятся новые возможности, и каждый сможет попытаться научиться этому.» Ли Кониц.
|