В пятнадцать лет Леон уже вовсю играл в коктейль-барах по всему Чикаго. Это было военное время, и многие музыканты в числе прочих были мобилизованы, так что у Леона появился шанс проявить себя, выступая с различными группами. В середине сороковых ему случилось поступить в группу Тедди Пауэлла (Teddy Powell) на место Чарли Вентуры (Charlie Ventura). Это был серьёзный опыт: пришлось иметь дело со сложными сольными партиями, которые нужно было осваивать с листа. Впоследствии Кониц шутил, что, когда Тедди услышал в первый раз его соло, то в ужасе начал биться головой о стену.
Ученик Ленни Тристано
В 1943 году Ли работал в Чикаго, исполняя с местной группой танцевальную музыку. Чрез дорогу от бального зала, где они играли, был клуб, в котором выступал его друг. Как-то раз зайдя туда, чтобы послушать товарища и скоротать вечер, Кониц попал на выступление незнакомой команды, которая играла мексиканскую румбу. Новая музыка в оригинальной трактовке слепого пианиста заинтриговала Ли, и он даже присоединился к музыкантам в паре номеров. Так Ли Кониц познакомился с Ленни Тристано (Lennie Tristano), и это стало важным событием в его жизни, определившим направление его творческих поисков. Кониц понял, что этот человек ему очень интересен, и ещё больше интересно то, что он говорит о музыке. В результате Ленни Тристано стал на некоторое время его учителем.
Период работы с Тристано был в жизни Ли Коница временем серьёзного исследования музыки и принципов импровизации и во многом повлиял на формирование его мировоззрения как музыканта. «Я был очарован тем, насколько серьезно он [Тристано] относился к этой форме искусства, так что я был просто внимателен и готов к любым его предложениям, - вспоминал Кониц об этом времени. - Он показал мне, как использовать те способности, которые у меня были от природы, чтобы придумывать вариации на заданную тему… настолько, насколько этому можно научить. Вы не можете научить кого-то чувствовать, но вы можете направить его к изучению хорошей музыки и к некоторым правильным упражнениям, над которыми стоит работать, и я думаю, что в основном это он и делал. Я с трудом помню некоторые вещи, которые он предлагал, кажется, что это были по большей части базовые, теоретические моменты и виды упражнений. В основном мы просто сидели и говорили об искусстве и обо всем, что с этим связано, и это оказало очень серьезное влияние на меня».
Некоторое время Ли Конитц и Ленни Тристано работали дуэтом, играя в местных коктейль-барах. Кроме того они организовали секстет, в котором принимал участие тенор саксофонист Уорн Марш (Warne Marsh), ещё один ученик Ленни. Результатом такого сотрудничества стала запись треков «Intuition» и «Digression» в 1949 году, которые считаются первыми из когда-либо задокументированных «свободных» импровизаций. Именно вместе с Тристано и Маршем Кониц дебютировал в качестве лидера на лейбле Prestige в 1950-х годах.
«Birth of the Cool»
Примерно в это же время Кониц также работал с оркестром Клода Торнхилла (Klod Thornhill). Там он познакомился с баритон саксофонистом Джерри Маллиганом (Gerry Malligan) и аранжировщиком Гилом Эвансом (Gil Evans). На одном из неофициальных джем-сейшенов, которые Гил собирал в своей квартире в подвале на Манхеттене, Кониц встретился с Майлзом Дэвисом (Miles Davis), который тогда как раз ушёл из квинтета Чарли Паркера и находился в поиске подходящего музыкального проекта.
В результате этой встречи Дэвис пригласил Коница присоединиться к его нонету, в котором также участвовали Джерри Маллиган, Гил Эванс и пианист Джон Льюис (John Lewis). В 1949 и 1950-х годах музыканты сделали три сессии звукозаписи, которые были выпущены в виде серии грампластинок на 78 оборотов в минуту. В 1957 году эти записи были объединены на одной долгоиграющей пластинке, получившей название «Birth of the Cool». Этот альбом стал знаковым для развития джазовой музыки, обозначив начало эпохи «прохладного» джаза, cool jazz.
Ли Коница потом вспоминал, что, принимая участие в записи, он не думал, что делает что-то неординарное. Для него это была одна из возможностей сыграть хорошую музыку вместе с хорошими музыкантами. Любитель свободной импровизации, он считал такую манеру исполнения немного скучноватой, так как все партии были заранее прописаны, и для свободного выражения оставалось мало места.
Вероятно, по той же причине он ушёл из группы Стэна Кентона (Stan Kenton), куда он поступил в 1952 году и проработал в ней полтора года. Участие в большом коллективе заставило Коница изменить манеру игры, сделать звук более форсированным, чтобы выделяться на фоне аккомпанемента. Кроме того, регламентированный формат номеров требовал большей определённости, не оставляя места для вольной импровизации. Но это была хорошая школа, подарившая важный опыт молодому музыканту. Позже Кониц с иронией вспоминал, что это была его последняя постоянная работа.
Ли и Птица
Одним из важных достоинств Ли Коница всегда являлась его индивидуальная манера исполнения. Известно, что в 50-е годы на пике популярности был Чарли Паркер (Charlie Parker), и практически все музыканты старались подражать ему в той или иной мере. По признанию самого Коница, он в течение некоторого времени намеренно не слушал записи Паркера, чтобы не попасть под его влияние и сохранить собственный стиль игры. Однако, поняв в итоге, что таким образом проходит мимо одного из великих музыкантов, он изменил своё отношение. Но даже вдохновляясь игрой Чарли Паркера, а затем Лестера Янга (Lester Young), которого он считал одним их самых красивых импровизаторов в джазе, Кониц при всём том сумел сохранить свою собственную манеру исполнения.
С самим Бёрдом у Коница сложились тёплые дружеские отношения. Однажды им случилось работать вместе. Вышло так, что через некоторое время после ухода из группы Стэна Кентона Ли получил приглашение поучаствовать в концертном туре ансамбля. Репертуар был ему хорошо знаком, и он согласился, заодно поинтересовавшись, кто ещё будет в составе. Когда он услышал имя Чарли Паркера, то был очень удивлён и обрадован, так как у него появился шанс поближе узнать музыканта, которым он восхищался. Паркер также высоко оценивал уровень мастерства Ли Коница и всегда выражал ему своё уважение за то, что он идёт своим путём в музыке, не копируя чью-либо манеру.
Концерты и альбомы
В 50-60-х годах Ли Кониц продолжал активно выступать и записываться. В этот период вышли его сольные альбомы «Subconscious-Lee» 1950 года, «Tranquility» 1957 года и «The Lee Konitz Duets» 1967 года, которые отличаются тонким лиризмом и виртуозным подходом к построению гармонии.
В 1961 году Ли Кониц совместно с барабанщиком Элвином Джонсом (Elvin Jones) и басистом Сонни Далласом (Sonny Dallas) записал на лейбле Verve альбом «Motion», который считается одной из лучших его работ. В альбом входят пять стандартов, исполненных в свободном стиле, приближенным к фри-джазу, который отличает вольное обращение с темой и гармонией.
В 1967 году в сотрудничестве с Джо Хендерсоном (Joe Henderson), Джимом Холлом (Jim Hall), Эдди Гомесом (Eddie Gomez), Элвином Джонсом, Маршаллом Брауном (Marshall Brown) и другими он выпустил альбом «Duets on Milestone», включив в него стилистически разнообразные произведения - от новоорлеанского джаза до авангарда.
Кониц продолжал развивать свою линию свободной импровизации, сохраняя индивидуальный стиль исполнения, для которого была характерна проникновенная лиричность и вдумчивость. При этом для него не имело значения, что его манера идёт вразрез с актуальными музыкальными течениями, которые тяготели к более жёсткому и агрессивному стилю исполнения.
В конце 60-х годов Ли Кониц вместе с женой переехал в Германию. Здесь он работал с другими саксофонистами - Пони Пойндекстером (Pony Poindexter), Филом Вудсом (Phil Woods) и Лео Райтом (Leo Wright), а также выступал дуэтом с французским пианистом Марсиалем Солалем (Martial Solal) и итальянским трубачом Энрико Равой (EEnrico Rava). В это время его популярность в Европе была даже выше, чем в Америке.
В начале 70-х Ли Кониц вернулся в Манхеттен. Он много играл в клубах, давал мастер-классы, записывал пластинки на небольших лейблах. В этот период он сотрудничал со многими музыкантами, среди которых были саксофонисты Гэри Барц (Gary Bartz), Джеки Маклин (Jackie McLean) и Чарли Мариано (Charlie Mariano). В 1975 году Ли Кониц собрал квартет, в составе которого, помимо него самого, были Марсиаль Солаль, Джек ДеДжонетт (Jack DeJohnette) и Дэйв Холланд (Dave Holland). В том же году вышел его сольный альбом «Lone-Lee» (джазмен любил обыгрывать своё имея в названиях своих альбомов).
Кониц плодотворно сотрудничал со многими музыкантами - Четом Бейкером (Chet Baker), Рэдом Митчеллом (Red Mitchell), Хэлом Галпером (Hal Galper). В 70-х ему ещё раз довелось поработать с Ленни Тристано и Уорном Маршем, с которыми он записал серию альбомов на Storyville. Кроме того он участвовал в записи альбомов вместе с такими звёздами как Пол Блей (Paul Bley), Джон Скофилд (John Scofield) и Шелли Мэнн (Shelly Manne).
В 80-е годы он продолжал активно гастролировать, выступая не только в Америке, но и в Европе. В 1992 году в знак признательности за его глубокое влияние на европейскую джазовую музыку Кониц получил датскую премию Jazzpar.
Импровизация Ли
Ли Кониц сотрудничал с самыми разными музыкальными коллективами – от оркестровых ансамблей до небольших бэндов. В работе с небольшими группами его привлекала в первую очередь возможность более свободной интерпретации музыкальной темы. У джазмена сложилась совершенно особая манера импровизации. Он внимательно прислушивался к тому, что играет каждый музыкант, стараясь найти подходящий звук, который бы гармонично вплетался в общий рисунок.
Звук для него был основой всего: «Я стараюсь реагировать на звук, который я слышу. Меня в этот момент не занимают теоретические вещи, в противном случае я не буду играть в своей манере. Мой способ исполнения предполагает, что ты открыт и воспринимаешь любой звук. Даже если этот звук идёт от аудитории. Всё для меня становится частью музыки. … Я могу, если нужно, остановиться и сказать: «Хорошо, это был ре-минор и т.д.», но на самом деле я не хочу этого знать. Я просто хочу понимать, что это ещё одна комбинация нот, создающих звук,» - рассказывал он в одном из интервью.
«Всё, о чём мы заботимся, это как сделать звук красивым, насколько это для нас возможно, и не доказываем ничего более. Этому уделяется 100 процентов внимания. Играя на протяжении 60 лет, я продолжаю ощущать, что для меня всё ещё является определённым вызовом сыграть простую мелодию, чтобы она получилась чистой, коснуться трости в нужное время, подходящим способом, и отпустить её, и вибрировать, если я захочу, или не вибрировать. Чтобы не попадала слюна, чтобы дыхание было комфортным, и т.д., и т.п. Добиваться синхронности движений. Это главное, что нам нужно во время игры на инструменте».
Кониц всю свою жизнь оставался верен джазовым стандартам и акустическому современному джазу. Обращаясь к хорошо известным джазовым темам, он каждый раз ставил перед собой задачу сыграть их по-новому, так, как они могу прозвучать именно сегодня, потому что завтра всё будет иначе. Это был его метод, его неповторимый стиль, которому нельзя научиться, а можно только почувствовать и постараться найти что-то своё.
Помимо джазовых стандартов саксофонист интересовался также классической музыкой. Вместе со струнным квартетом Axis с 2000-х годов он обращался к музыке французских импрессионистов рубежа двадцатого века.
В 2009 году Кониц был удостоен стипендии NEA Jazz Masters Fellowship, одной из высших джазовых наград США, присуждённой в знак признания его влияния в джазовой музыке и уважения к его долгой карьере.
Даже будучи в преклонном возрасте он продолжал выступать и записывать альбомы с молодыми музыкантами. В общей сложности только его дискография в качестве лидера насчитывает более 150 наименований, не считая его участия в записи альбомов других музыкантов.
В свой 92-й день рождения 13 октября 2019 г. Ли Кониц играл на саксофоне в дуэте с пианистом Дэном Тепфером.
Меньше чем через год его не стало. Он умер 15 апреля 2020 г. из-за осложнений, вызванных вирусом COVID-19.
«Пока есть люди, которые пытаются играть музыку искренне, будет и джаз. Кто станет следующим голосом, который скажет новое слово? Сложно сказать. После всех этих лет опыта, развития музыки, куда ещё можно двигаться, как говорится? Что ж, можно просто продолжать играть. Вот и всё. И если появится кто-то, кто сможет это сделать по-новому, тогда появятся новые возможности, и каждый сможет попытаться научиться этому.»
Ли Кониц.