e-mail: zakaz@saxbird.ru
![]() Фри-джаз – одно из наиболее ярких и настолько же неоднозначных явлений в джазовой музыке. Характерное для этого стиля стремление к абсолютной свободе импровизации, не скованной принципами тональности, последовательностью аккордов или ритмом, служит тому, чтобы позволить музыкантам наиболее полно выразить свои мысли, чувства и эмоции на сцене. Несмотря на то, что идеи фри-джаза кажутся очень современными, этому направлению уже более полувека. Он зародился в Америке 50-х, которую в те времена будоражили общественные противоречия. Именно в эти годы там сформировалось поколение «сердитых молодых негров», которые в ответ на засилье расовой дискриминации требовали немедленного изменения порядков. В студенческой среде происходили волнения, целью которых была либерализации общества. Наконец, движение хиппи породило популярное в то время мировоззрение, согласно которому социальные структуры считались исключительно средством ограничения свободы человека, имеющего полное право делать всё, что он хочет. Поиски социальной свободы не могли не отразиться на поисках в сфере искусства, и в частности в джазовой музыке. И если в обществе молодые бунтари призывали освободиться от общепринятых рамок и условностей, то в джазе музыканты стремились к свободе от тактов, порядка аккордов и постоянных темпов, выступая даже против определённой высоты звука. Подобные идеи не были единичным явлением. Они возникли у ряда музыкантов, работавших независимо друг от друга и друг с другом не знакомых. Сесил Тейлор (Cecil Taylor), Орнетт Коулман (Ornette Coleman), Стив Лейси (Steve Lacy), Херби Николс (Herbie Nichols) – все они происходили из разных социальных слоёв и имели различную музыкальную подготовку. Но вместе с тем каждый из них в своих поисках стремился найти путь к «освобождению» джаза от устоявшихся рамок, выйти за их пределы и открыть новые горизонты для выражения собственной индивидуальности. Саксофон под кроватью
Уже с 15 лет Орнетт начал выступать с оркестрами ритм-энд-блюз в Форт-Уэрте. В 16 он организовал свою первую группу «Jam Jivers», с которой исполнял джамп-блюз на танцплощадках, чтобы заработать денег для семьи. Уже тогда в своей игре он совмещал R&B с бибопом, считая вполне естественным не придерживаться стилевых различий. Время от времени Коулману случалось гастролировать с оркестрами варьете (тогда он играл на тенор саксофоне). Но его любовь к джазу нравилась не всем музыкантам, особенно когда Орнетт слишком увлекался джазовыми приёмами во время выступления. Поэтому не удивительно, что порой его просто-напросто выгоняли из оркестра. В 1949 году Орнетт присоединился к ритм-энд-блюз группе Сайласа Грина (Silas Green) из Нового Орлеана, а в 1950-м гастролировал с блюзменами Кларенсом Самюэлом (Clarence Samuel) и Пи Ви Крейтоном (Pee Wee Crayton). Стараясь в своих соло выразить собственный взгляд на музыку, он нередко использовал в них элементы бибопа, что вызывало у многих неприятие, если не сказать больше. Однажды во время гастролей в Батон-Руже недоброжелатели избили Коулмана до потери сознания и разбили его тенор саксофон. Но это не остудило пыл молодого музыканта в его стремлении играть так, как он считал правильным. Он снова переключился на альт, купив дешёвый пластиковый саксофон Grafton, похожий на саксофон Чарли Паркера. Впоследствии этот инструмент стал его особой фишкой и очередным поводом для критики. Первый квартетС самого начала Коулмен не вписывался в общепринятые рамки, но при этом он не терял веры в то, что делает. В 1953 году, когда во время гастролей в Лос-Анджелесе его выгнали из очередного ансамбля за слишком вольное обращение с соло, Коулмен решил не возвращаться в Форт-Уэрт. Он задержался в Лос-Анджелесе, пробуя работать в разных оркестрах. Не сказать, что здешние музыканты были в восторге от его игры. Коулмана обвиняли в том, что он совершенно не знает гармонии и играет фальшиво. Бывало так, что участники оркестра просто уходили со сцены, когда он солировал. Главное возражение вызывали случайные элементы, которые присутствовали в его импровизации. ![]() Но несмотря на непонимание окружающих, Орнетт Коулман не оставлял своих поисков и искренне верил в то, что делает. Там же, в Лос-Анджелесе Коулман встретил и полюбил поэтессу и активистку Джейн Кортес. В 1954 году они поженились, и в 1956 году у них родился сын Денардо. Именно Джейн познакомила Орнетта с трубачом Доном Черри (Don Cherry) – девятнадцатилетним музыкантом, который к тому времени уже успел заявить о себе в мире музыки. Это стало одной из больших удач для Коулмана – в Доне он нашёл единомышленника. Манера игры Коулмана произвела на Черри большое впечатление. Музыканты начали работать вместе и постепенно собрали квартет, в который, помимо них, вошли басист Чарли Хейден (Charles Haden) и барабанщик Билли Хиггинс (Billy Higgins). Первые репетиции квартета проходили в гараже одного из участников группы. Репертуар состоял из мелодий, сочинённым Орнеттом. В исполнении музыканты также старались придерживаться его стиля игры. Дорога в Нью-Йорк
Но до полного признания было ещё далеко. Многим профессиональным музыкантам такая манера исполнения казалась как минимум странной, кого-то раздражал пластиковый саксофон Коулмана и карманная (в половину размера) труба Черри – они считали, что всё это нужно только для того, чтобы лишний раз эпатировать публику. Свой стильВ своём раннем творчестве Коулман очень много заимствовал от бибопа. Так большинство его пьес начинается и заканчивается исполнением темы, а основная часть отдана соло. Причём в манере исполнения чувствуется влияние стиля Чарли Паркера, что проявляется характерных оборотах и энергичных фразах. Также в его импровизациях нередко встречаются музыкальные цитаты, которые очень любил использовать и Бёрд.
Что же касается отличий, то главной чертой нового стиля можно было назвать свободное обращение с гармонией. Нередко музыкант её просто игнорировал. При этом в процессе импровизации вполне допускались всевозможные крики и восклицания. Как отмечают критики, игра Коулмена в основном опиралась на довольно ограниченную гармоническую схему, базируясь на ладовой основе, что было довольно обычно. Однако непривычными были ломаная фразировка, использование фальцетных или наоборот рычащих выкриков, а также абсолютно свободное обращение с мелодией, фрагменты которой соединялись, казалось, абсолютно случайным образом. Эта манера была настолько ни на что не похожа, что нередко встречала отторжение. Free JazzНесмотря на то, что мнения музыкальной общественности и критики в оценке их творчества разделились, музыканты приобрели известность и стали получать ангажементы в клубах, а также активно записываться. С началом выступлений музыкантов в Нью-Йорке совпал выпуск пластинки «The Shape of Jazz to Come», вышедшей на студии «Atlantic». В неё вошли две самые популярные композиции Орнетта Коулмана - «Lonely Woman» и «Peace».
Композиция «Free Jazz» была записана за один дубль, без наложений или редактирования. Её особенностью было то, что она не имела ни фиксированного темпа, ни метра, ни аккордов, мелодия тоже порой угадывалась с трудом. Главное, чем руководствовались музыканты во время исполнения, было выражение эмоций и идей посредством звука. Аккомпанирующая группа должна была поддерживать солиста, но при этом не следовало прибегать к использованию каких-либо аккордов или тональностей. В остальном же не было никаких ограничений. После выхода пластинки в 1962 году журнал «Downbeat» поместил на своих страницах два обзора с диаметрально противоположными мнениями критиков. Одна статья присуждала пластинке пять звёзд, другая – ни одной.
В середине 1960-х годов целый ряд музыкантов обратились в своём творчестве к стилю свободного джаза. Среди них саксофонисты Арчи Шепп (Archie Shepp), Альберт Эйлер (Albert Ayler), Стив Лэйси и негритянский исполнитель из Дании Джон Чикаи (John Tchicai), трубач Дон Айлер (Don Ayler), барабанщики Санни Мюррей ("Sunny" Murray) и Милфлод Грэйвс (Milford Graves), тромбонист Розуэлл Радд (Roswell Rudd). Коулман освободил джазовую музыку от смены аккордов, постоянных ритмов и привычной гармонии. Вместо ведущей роли одного солиста, играющего в сопровождении аккомпанемента, он заявил о возможности одновременного солирования всех участников ансамбля, совместно импровизирующих на одну тему. Время поисков
В 1969 году вышел альбом Коулмана «Ornette at 12», где снова в качестве барабанщика выступал его сын, которому на тот момент было уже 12 лет (отсюда и название альбома). С этого момента Денардо стал постоянным членом коллектива Коулмана, а в дальнейшем, повзрослев, заменил его менеджера, взяв в свои руки управление контрактами и финансовыми делами отца. Крупная формаВ 1967 году Коулман записал для британской студии RCA три своих произведения с Филадельфийским квинтетом деревянных духовых инструментов и Камерным симфоническим оркестром, за что ему была присуждена премия Гуггенхайма.
Создание «Skies of America» имеет интересную историю. Эта идея пришла к Коулману во время его пребывания в Монтане в 1965 году, куда он уехал в творческий отпуск после ряда коммерческих неудач. Он вспоминал, что тогда было холодно, где-то 2-3 градуса ниже нуля, и тогда же он стал свидетелем ритуала индейцев, которые совершали обряд очищения: «… мне казалось, что их тела были прозрачными. И «Skies of America» представляет собой единое произведение, занимающее обе стороны пластинки. Уже перед выходом альбома Коулман разбил запись на 21 трек, дав каждому своё название. Это было сделано для того, чтобы привлечь внимание радиостанций к транслированию более коротких отрезков. Запись была с энтузиазмом принята американскими критиками. Пластинка нашла своего слушателя как в Европе, так и в США. За «Небо Америки» Коулман получил свою вторую премию Гуггенхайма. Танцы в твоей голове
Коулман придумал особую музыкальную концепцию для группы и назвал её гармолодика, что подразумевало сочетание гармонии, движения и мелодии. Всё это должно было облегчить одновременное исполнение заданной мелодической линии разными инструментами с разной высотой звука. «В гармолодике – пояснял Коулман, - все идеи - все отношения и гармония - находятся в равном унисоне. Скажем, вы с кем-то разговаривали, и тут вошел кто-то ещё и завел с вами новый разговор, и вы подхватили новую тему, но это не значит, что то, о чем вы говорили раньше, покинуло ваш разум. Это означает лишь то, что вы решили ответить этому человеку». Дебютный альбом группы, вышедший в 1977 году и получивший название «Dancing in Your Head», стал настоящим событием. Он содержал две вариации из симфонии, одна из которых имела мгновенно запоминающуюся мелодию, которую непрерывно исполняли все участники. А также пьесу «Midnight Sunrise», для записи которой Орнетт пригласил марокканских музыкантов Джаджуки, вдохновлённый их музыкой. Альбом «Dancing in Your Head» набрал большую популярность у слушателей и стал первым джазовым альбомом, вошедшим в опрос Pazz&Jop американского еженедельника «The Village Voice», освещающего главным образом культурные события Нью-Йорка. Позже группа «Prime Time» совершила успешное турне по Европе и Японии, записав в Париже несколько квинтетных сессий, которые впоследствии вошли в альбом «Body Meta» 1978 года. Точки соприкосновенияНе переставая экспериментировать, Коулман сотрудничал с разными музыкантами, пробуя себя в новых музыкальных стилях и направлениях.
В 1987 году Коулман, Денардо и Сесил Тейлор приняли участие в концерте американской рок-группы «Grateful Dead» в Мэдисон-Сквер-Гарден по приглашению басиста группы Фила Леша (Phil Lesh). Это выступление и тёплый приём публики вдохновили Коулмана на создание альбома «Virgin Beauty», который был записан на студии Ещё одной знаковой коллаборацией Коулмана стала его совместная работа с композитором Говардом Шором (Howard Shore). В 1990 году они работали над созданием и записью саундтрека к кинофильму Дэвида Кроненберга «Голый завтрак» по знаменитому роману Уильяма Сьюарда Берроуза. В записи саундтрека принимал участие Лондонский симфонический оркестр. Саундтрек фильма предоставляет редкую возможность услышать в исполнение Коулмана стандарт Телониуса Монка «Misterio». Признание
В начале 90-х Орнетт Коулман основал собственный лейбл «Harmolodic» и подписал дистрибьюторский договор с «Verve». В 1994 году они переиздал альбом «In All Languages», а в 1995-м вместе с «Prime Time» записал альбом «Tone Dialing». В 1996 году Коулман выпустил одновременно два альбома: «Sound Museum: Three Women» и «Sound Museum: Hidden Man». Эти пластинки интересны тем, что на них записаны тринадцать композиций Коулмана, которые были исполнены в радикально разных версиях одним и тем же квартетом: Коулманом, пианисткой Джери Аллен (Geri Allen) (Коулман впервые с 50-х годов включил в состав клавишные), басистом Чарнеттом Моффеттом (Charnett Moffett) и Денардо.
Альбом получил горячее признание поклонников музыканта, а также восторженные отзывы критиков, которые отмечали неподражаемую манеру игры Коулмана и его энергию, оставшуюся практически неизменной, несмотря на 76-летний возраст. Дэвид Р.Адлер из «JazzTimes» так прокомментировал своё впечатление от альбома: «Квартет Орнетта Коулмана совершает ежеминутное волшебство, которое не поддается документированию. Но если «Sound Grammar», записанная вживую в Германии, не может в полной мере передать ощущение от непосредственного пребывания там, то хотя бы даёт представление об акустической атмосфере больших залов, в которых обычно выступает Коулман». ![]() Также критиками отмечалось необычное использование Коулманом в своих импровизациях музыкальных цитат. Например, его соло в блюзовой песне «Turnaround» включает отрывки из «If I Loved You» Ричарда Роджерса и «Beautiful Dreamer» Стивена Фостера, а тема «Sleep Talking» начинается теми же нотами, что и «Весна священная» Стравинского. Альбом «Sound Grammar» занимал первое место в опросах практически всех джазовых журналов в конце 2006 года, включая «Downbeat» и «JazzTimes». В том же году он был номинирован на премию «Грэмми» за лучшее джазовое инструментальное исполнение, а в следующем 2007 году получил Пулитцеровскую премию в области музыки, став первым джазовым произведением, удостоенным этой награды. В 2007 году фонд Грэмми вручил саксофонисту награду «За жизненные достижения». В 2014 году вышел последний прижизненный альбом Коулмана «New Vocabulary», записанный в июле 2009 года в Нью-Йорке. Орнетт Коулман умер от остановки сердца в возрасте 85 лет 11 июня 2015 года. «Сегодня утром я встал и начал работать над звуком своего саксофона и понял, что звук не только невидим, но и не стоит на месте, а когда движется, то улавливает другие звуки. Теперь, когда я беру в руки инструмент, я даже не думаю об инструменте. Я просто думаю, что я мог бы извлечь из него? Это не имеет ничего общего с тем, умеете ли вы читать или писать, или какая тональность вам нравится, или какая у вас любимая песня. Все это хорошее знание, но звук, звук дан Богом, вот и все, что я могу сказать». Фри-джаз. Метод Коулмана
«Люди, исполняющие музыку, которую я называю стандартной, по большей части используют только одно измерение – ноту и длительность. Но в то же время, скажем, когда я сейчас разговариваю с вами, я говорю, но при этом я также думаю, чувствую, обоняю и двигаюсь. И все же я концентрируюсь на том, что вы говорите. ... Вы берете у меня интервью, но при этом я делаю больше, чем просто разговариваю с вами. И то же самое справедливо для вас. Для меня человеческое существование реализуется на множественном уровне, и оно не должно отождествляться только с тем, что вы делаете и что вы говорите. Люди видят и слышат то, что вы делаете. Но сами они живут на множественном уровне. Вот так и я всегда хотел, чтобы музыканты играли со мной - на множественном уровне. Я не хочу, чтобы они следовали за мной. Я хочу, чтобы они шли за собой, но были со мной».
Коулман считал импровизацию устаревшим приёмом. Его целью было воплотить на сцене идею, на которую не повлияло бы ничего из того, что было сделано раньше. «Тема, которую вы играете в начале номера, - говорил он, - это территория, а то, что следует за ней и, возможно, не имеет к ней никакого отношения, - это приключение». P.S
|
Запись концерта, 1958 г.
«Tears Inside», альбом «Tomorrow Is The Question!», 1959 г.
«Endless»
«Lonely Woman»
«Free Jazz», 1961 г.
«Enfant», 1962 г.
«The Cicle With A Hole In Thr Middle»
Концерт в Fairfield Hall, Кройдон, 1965 г.
Денардо Коулман
«Dancing In Your Head», 1977 г.
«Prime Time» и Пэт Метени
Саундтрек к фильму "Голый завтрак", Орнетт Коулман и Лондонский филармонический оркестр
Орнетт Коулман играл на редкой модели альт саксофона Selmer Paris Mark VI Low A (с дополнительной низкой нотой ля) |