Mark VI – пожалуй, самое громкое имя в мире саксофонов. Эта модель, которая выпускалась французской фирмой Henri Selmer Paris с 1954 по 1974 год, стала настоящей легендой в мире джазовой музыки.
Что же повлияло на такую популярность Mark VI в своё время? Что заставляет современных музыкантов мечтать об этом инструменте, несмотря на богатый выбор саксофонов, предлагаемый известными фабриками?
Не на пустом месте.
Обратимся к самому началу этой истории, и даже заглянем немного в предысторию.
Название Mark VI означает, что это была шестая модель, созданная фирмой Selmer с момента выпуска первого саксофона в 1922 году. Она была разработана на основе предшествующих моделей Balanced Action и Super Balanced Action, которые стали по-настоящему революционными, причем не только для того периода, но и для всей истории развития саксофона, определив облик инструмента, который сегодня привычен каждому музыканту.
В Balanced Action была полностью переработана клавиатура, которая приобрела практически современный вид. Клавиши нижнего регистра B и Bb были перенесены на правую сторону раструба, что оказалось более удобным для исполнителей. Само название Balanced Action говорило о том, что в конструкции инструмента важное значение имела сбалансированная работа клавиш и равномерное распределение веса. Играть на этом саксофоне было легче и намного удобнее, что значительно расширяло диапазон возможностей для музыкантов.
Модель Super Balanced Action также несла в себе важные новшества. Помимо того, что доработка корпуса позволила улучшить интонацию и общее звучание, саксофон также получил съёмное U-образное колено с приваренным к нему раструбом, которое соединялось с корпусом с помощью муфты, закрепленной винтами. Это упрощало обслуживание и ремонт инструмента.
Таким образом, учитывая все достижения предыдущих моделей, которые послужили базой для его создания, Mark VI имел все основания стать звездой.
Рождение звезды.
В новом шестом саксофоне Selmer эргономика клавиатуры была доведена до совершенства. Максимальное удобство, которое предоставлял инструмент исполнителю, позволило Mark VI стать популярным среди всех саксофонистов, независимо от музыкального стиля.
Из новшеств в шестой модели появился наклонный левый шпатель для мизинца, который больше соответствовал естественному движению пальца при игре, а также была увеличена октавная клавиша, которую также сместили вправо для более естественного и легкого использования. Кроме того, по сравнению с Balanced Action, Mark VI получил меньший диаметр корпуса, что, при сохранении качества звучания, обеспечило музыкантам большую свободу.
В разработке Mark VI принимал участие знаменитый французский музыкант Марсель Мюль (Marcel Mule), который в 1942 году стал вторым в истории Парижской консерватории преподавателем классического саксофона (через 70 лет после Адольфа Сакса). В течение долгого времени Марсель Мюль был техническим советником Henri Selmer Paris.
На протяжении 20 лет, в течение которых выпускался этот саксофон, в него время от времени вносились изменения. Например, в базовую модель была добавлена боковая клавиша F# третьей октавы, которая до этого была доступна только в качестве опции. В результате всех доработок расположение клавиш и эргономика Mark VI стали тем стандартом, который сегодня лежит в основе каждого современного саксофона.
Все саксофоны Mark VI изготавливались во Франции вручную, а затем отправлялись в Англию, Канаду и США. Гравировка на раструбе делалась уже на месте, причем, стиль рисунка отличался. Например, саксофоны французской сборки украшал рисунок из цветов и бабочек, а иногда на инструмент наносилось только клеймо фирмы, при том, что рисунок мог и вовсе отсутствовать. Британские и канадские имели гравировку в виде спиралей наутилуса, а американские украшались цветочным рисунком с завитками.
Вне конкуренции.
Время создания Mark VI пришлось на послевоенный период, когда многие фирмы, занимавшиеся изготовлением саксофонов, оказались в состоянии упадка. К примеру, американские производители саксофонов, процветавшие в 20-х и 30-х годах, в 40-е годы вынуждены были свернуть бизнес. В этот период правительство США ввело ограничение на использование меди и цинка для изготовления инструментов, в результате чего снизилось качество металла. Кроме того, некоторые производства были переоборудованы под военные цели. Например, Conn и Buescher делали высотомеры для военных самолетов, а на King собирали радиолокационные тюнеры и антенны. В дополнение ко всему призыв на военную службу лишил многие фирмы квалифицированных работников. После окончания войны ряд компаний переориентировались на выпуск студенческих инструментов. Саксофоны профессионального уровня в тот период можно было найти только у King и Martin.
События Второй Мировой, конечно, сказались и на Selmer. Однако, несмотря на сокращение объёмов продукции, нехватку материалов, кадровые потери, филиалы компании в Париже, Мант-ла-Вилль и Нормандии продолжали работать и во время немецкой оккупации.
В послевоенный период Selmer удалось быстро восстановить производство, и уже в 1954 году фабрика смогла предложить музыкальному миру своё новое детище – Mark VI. Новый саксофон оказался как нельзя кстати, идеально соответствуя требованиям своего времени.
Инструмент, который ждали.
Период с 1954 по 1974 годы, когда выпускался Mark VI, можно назвать золотой эпохой современного джаза. В это время музыкальные предпочтения публики заметно изменились. На смену популярным прежде биг-бэндам пришли небольшие группы, ориентированные на выступления в клубах и выпуск записей. Для них важен был более мощный и энергичный звук, а также возможность продемонстрировать виртуозную технику исполнения. Mark VI оказался тем инструментом, которого все ждали. Он сумел быстро завоевать популярность среди музыкантов как как в Европе, так и в Америке.
На Mark VI играли Декстер Гордон (Dexter Gordon), Орнетт Коулман (Ornette Coleman), Джо Хендерсон (Joe Henderson), Бенни Голсон (Benny Golson), Уэйн Шортер (Wayne Shorter). Знаменитый альбом Джона Колтрейна (John Coltrane) "A Love Supreme" был записан именно с тенором Mark VI. Сонни Роллинз (Sonny Rollins), найдя в 1970-х в одном из магазинов подержанных инструментов на Манхеттене саксофон этой модели, до сих пор не расстаётся с ним, утверждая, что для него это «дудка номер один».
Этот саксофон можно увидеть на обложках легендарных альбомов "Blue Train" Джона Колтрейна , "Saxophone Colossus" Сонни Роллинза , " Station" Хэнка Мобли (Hank Mobley). В течение долгого времени он оставался единственным в своём роде, пока на сцену не вышли новые крупные компании, такие как Yamaha, Yanigasawa, Keilwerth и др.
Мифы и легенды.
Среди музыкантов ходят легенды о том, что первые модели Mark VI делались из переплавленных артиллерийских гильз и церковных колоколов, именно потому они обладали уникальным тембром. Все это звучит красиво, но далеко от истины. Если учесть, что первый Mark VI увидел свет в 1954 году, то можно предположить, что к тому времени вряд ли остались гильзы в достаточном количестве, да и латунь, используемая для их изготовления, слишком мягкая для того, чтобы делать из неё музыкальные инструменты. К слову, фирма Selmer использует собственный состав металла, который держит в строжайшем секрете.
Еще один миф касается серийных номеров саксофонов. Считается, что инструменты с пятизначными номерами, которые выпускались до 1963 года, имеют более высокое качество, что связывают с небольшими на то время объёмами производства, а, следовательно, с более тщательной отладкой инструментов. Однако стоит отметить, что ручное производство имело свои нюансы. Изготавливаемые вручную саксофоны настраивались по мере продвижения работ: корректировался диаметр корпуса, размеры раструба и эски и т.п. Уже исходя из этого нельзя утверждать, что все инструменты были одинакового качества.
Сколько стоит мечта.
Популярность Mark VI до сих пор очень велика. Во многом, конечно, это связано с легендарными именами музыкантов, которые играли и продолжают играть на саксофонах этой модели. В результате, средняя цена на Mark VI сегодня находится в диапазоне от 8 до 12 тысяч долларов, а в некоторых случаях может достигать и вовсе заоблачных высот. Например, один тенор саксофон Mark VI, на котором никогда не играли, был продан за 40000 долларов.
Современный винтаж.
Ностальгия по Mark VI, которая не покидает современных музыкантов, побудила Henri Selmer Paris выпустить современные винтажные модели саксофонов Reference 54 и Reference 36. Прототипами для новых моделей стали, Mark VI и Balanced Action, которые впервые увидели свет в 1954 и 1936 годах соответственно. Однако новые инструменты изготавливаются уже с использованием более современных технологий. Reference 54 и Reference 36 - великолепные самодостаточные инструменты, на которых с удовольствием играют саксофонисты во всем мире, но надо отметить, что они звучат в своем характере, отличном от Mark VI и Balanced Action.
Тьерри Лобель (Thierry Lobel), коммерческий директор Henri Selmer Paris в 2001-2011 гг. о Mark VI .
"Henry Selmer Paris имеет своё неповторимое лицо. Весь процесс разработки и производства инструментов, подход к звуку всегда строился на уважении к этой неповторимости. Вот почему для многих музыкантов Selmer – это уникальная компания.
Разработка инструментов на Selmer Paris всегда начинается со звука. Звук – это самое важное, то, что заложено в сердце инструмента. По этой причине, работая над созданием новых инструментов, Selmer Paris сотрудничает с известными музыкантами, которые вносят творческое начало в концепцию звука. Для Selmer очень важно искусство, лежащее в самом сердце концепции. Большое внимание также уделяется эстетике, дизайну. Саксофоны ограниченных серий, например, могут отличаться особой ручной гравировкой или специальным покрытием…
В течение тех 10 лет, что я проработал на Selmer, музыканты всегда задавали мне один и тот же вопрос. Если был Mark VI, который считался лучшим инструментом, то почему вдруг фабрика перешла на выпуск Mark VII и других новых моделей? Могу сказать, что на тот момент в этом была насущная необходимость. Люди чувствовали, что они хотят развития саксофона, например, изменения дизайна или пересмотра механики. И, конечно, были внесены некоторые изменения в звучание. К тому же, в то время к Mark VI не относились с такой ностальгией, как сейчас.
Надо понимать, что Mark VI выпускался в течение 20 лет, которые совпали с самым важным периодом в истории современного джаза. На Mark VI играли наиболее известные джазовые музыканты. То, что инструмент принадлежит золотой эпохе, вероятно, и вызывает такую ностальгию... Конечно, когда мы берем в руки Mark VI, мы обращаем внимание на дизайн, на звук - многие моменты были невероятно хороши, но, к слову сказать, этот саксофон был не очень стройным. Если вам приходилось играть на Mark VI, то, по сравнению с современными инструментами, например, Reference, Mark VI ужасно нестройный. У этого саксофона были, конечно, очень хорошие качества, но были и проблемы, которые тогда бурно обсуждались и которые, возможно, стали одной из причин его эволюции. В целом, это обычный жизненный цикл любой модели."
В заключение хочется сказать о том, что настоящая музыка – это в первую очередь состояние души. А для души всегда необходима красивая история, которая дарит крылья. Пусть легенда о Mark VI, сопровождавшем блистательный путь многих великих музыкантов, и сегодня рождает вдохновение и побуждает стремиться к совершенству.