Джаз в нашей стране в любые времена развивался по большей части благодаря увлечённым энтузиастам. Так было и в 1960-70-е годы, когда молодые музыканты, захваченные современной джазовой музыкой, действовали вопреки системе, вдохновлённо утверждая право на собственный способ музыкального самовыражения. Зачастую это были самоучки, которые осваивали материал на слух, основываясь на музыкальных передачах, которые можно было поймать по ночам на волне «Голоса Америки», или на приобретённых у фарцовщиков записях зарубежных джазовых исполнителей.
Одним из таких энтузиастов был Виталий Клейнот. Его имя в 70-х знали практически все советские джазмены. Благодаря своим музыкальным и организаторским талантам он стал создателем одного из самых ярких джазовых коллективов того периода.
Увлечённый джазом
Виталий Клейнот родился 7 декабря 1941 года в Москве. Вместе с мамой, все родные которой погибли во время войны, они жили в московской коммуналке в доме на Рождественском бульваре. С детства у Виталия была тяга к музыке, и хотя ему не довелось учиться в музыкальной школе, он сумел самостоятельно освоить кларнет, когда ему было 15.
В 1962 году Виталий Клейнот поступил в МИИТ (Московский институт инженеров транспорта). В институте он записался в музыкальный кружок, ставший для него первым творческим коллективом. Там он познакомился новыми друзьями музыкантами и серьёзно увлёкся джазом. Вот что вспоминает о том времени Андрей Товмасян, известный советский джазмен, трубач: “Мы с ним [с Клейнотом] очень сдружились, вместе собирали пластинки, я — в основном трубачей, Клиффорда Брауна и других, он — саксофонистов, Сонни Роллинса, Сонни Стита. Паркера собирали вместе. И я, и Виталий записывали и разучивали соло, целые и куски, учили «ходы» — пассажи и показывали их друг другу.”
Поняв в итоге, что его привлекает вовсе не техническая специальность, которую он предполагал получить в вузе, а музыка, Виталий Клейнот решил отдаться целиком и полностью игре на тенор саксофоне и джазу.
Уже в 1967 году он принял участие в Четвертом фестивале молодежных джазовых ансамблей «Джаз-67», играя в составе квинтета, в который также входили Андрей Товмасян (труба), Валерий Котельников (фортепиано), Владимир Чернов (контрабас), Александр Салганник (ударные). По итогам фестиваля были записаны четыре виниловых диска под общим названием «Джаз-67», на которых были представлены самые яркие выступления. В один из дисков серии вошла и собственная композиция Виталия Клейнота «Сказка для Алёнушки» в исполнении квинтета.
На Пятом джазовом фестивале 1968 года Виталий Клейнот выступал уже с собственным квартетом, и на пластинке «Джаз-68» можно услышать его обработку темы И.Дунаевского «Весна идёт».
Джаз-кафе
В ту пору современная джазовая музыка допускалась на большую сцену только во время фестивалей. В остальное время молодых джазовых исполнителей можно было услышать в основном на эстрадных площадках кафе и ресторанов.
В начале 60-х в Москве в качестве эксперимента было открыто несколько молодёжных кафе, где молодые люди могли встретиться, подискутировать, послушать музыку. Самыми первыми и самыми известными среди них были «Кафе Молодёжное» и кафе «Аэлита», позже появились кафе «Романтики» и «Синяя птица». В “КМ”, как называли “Кафе Молодёжное”, можно было услышать музыку бардов, стихи молодых поэтов, классическую музыку в исполнение студентов консерватории, но самой большой популярностью, безусловно, пользовался джаз. Именно в “Кафе Молодёжное” в 1962 году был проведён первый городской джаз-фестиваль. В итоге “КМ” получило неофициальный статус джаз-клуба, став одним из самых популярных мест в столице.
В каждом из этих кафе был основной состав музыкантов, выступавших каждый вечер на сцене. Однако к ним могли присоединиться и другие исполнители. Молодые джазмены приходили со своими инструментами, чтобы, когда представится возможность, тоже выйти и сыграть. Порой к середине вечера рядом со сценой выстраивалась целая очередь из желающих проявить себя.
Нередкими гостями “КМ” были Алексей Зубов, Георгий Гаранян, Константин Бахолдин, которые заходили туда в перерывах между гастролями, чтобы поиграть джем с друзьями.
Ансамбль Виталия Клейнота
В начале 70-х на авансцену вышел джаз-рок. Эта музыка, обладающая чётким ритмическим рисунком, привлекала молодых слушателей своей внутренней энергетикой и драйвом.
На волне увлечения джаз-роком «Кафе Молодёжное» было перепрофилировано в джаз-рок клуб. Ведущим составом площадки стал ансамбль Виталия Клейнота. Коллектив был собран по образцу популярных в то время американских ансамблей «Chicago» и «Blood, Sweat & Tears». В составе ансамбля в разные периоды играли: Виталий Клейнот (тенор саксофон), Исайя Кофман (тромбон), Игорь Широков (1971 г.)/Олег Степурко (1972 г.)/Андрей Товмасян (1972-73 г.) (труба), Григорий Шабров (клавишные), Виктор Мацуев (гитара), Леонид Плавинский (бас-гитара), Михаил Брансбург (барабаны), Леонид Бергер (1972 г.) (вокал).
Чтобы обеспечить себе официальное место работы, музыканты устраивались в МОМА (Московское объединение музыкальных ансамблей). Это была государственная организация, которая контролировала все коллективы, выступавшие на сценах ресторанов. Согласно контракту, ансамбль должен был играть на различных мероприятиях, куда их направляло руководство.
Базой для репетиций ансамбля Клейнота стал подвал домоуправления дома на проспекте Мира, в котором тогда жил Виталий. Необходимую аппаратуру – усилители для органа, электрогитары и бас-гитары, - собирали сами, так как достать всё это в то время в СССР было практически невозможно. Детали приносили друзья, а монтировали и доводили до ума знакомые техники-энтузиасты. Репетиции проходили каждый день, а вечером обычно были выступления.
“Песня радости”
Помимо исполнения танцевальной музыки, которую требовал формата кафе, и зарубежных хитов, музыканты, следуя примеру джаз-роковых групп, создавали и собственные композиции. В группе Клейнота музыку писали басист Иван Васенин, клавишник Григорий Шабров и тромбонист Исайя Кофман.
«Песня радости» - одно из самых ярких и мощных произведений Григория Шаброва. Состоявшая из четырёх частей: интродукции, джазовой баллады, джаз-вальса и фанк-блюза, она оставляла место и для импровизации. На репетициях музыканты дорабатывали материал, что-то меняли, что-то добавляли или, наоборот, выбрасывали.
В финале было соло Виталия Клейнота. Вот как пишет о нём в своих воспоминаниях участник группы трубач Олег Степурко: «Далее - совершенно фантастическое соло Виталия – это как бы итог всей пьесы, оно взлетает как ракета на космическую высоту, и парит там в неземных далях. В коде повторяется один риф, на котором играет филы в запредельном регистре тромбон, а также барабаны создают мощное нагнетание с помощью виртуозных брейков. Как кода битловского «Hey Jude», тоже построенная на повторяющемся рифе, кода «Песни Радости» с помощью этого повтора каждый раз поднимается всё выше и выше, и как океанская волна, доходящая до девятого вала, обрушивает на слушателя шквал эмоций и музыкальной энергии».
«Песня радости» неизменно находила отклик у слушателей и вызывала горячий приём. После её исполнения музыкантов каждый раз награждали долгими овациями. Как-то раз на одном из плановых прослушиваний в МОМА Виталий Клейнот решил, что его группа вместо трёх положенных пьес исполнит “Песню радости”. Эффект был невероятным. После того, как затихли последние звуки, началось что-то невообразимое. Заполнявшие зрительный зал музыканты начали кричать «браво» и не переставая аплодировали в течение сорока минут, не обращая внимания на тщетные призывы комиссии к спокойствию. В итоге пришлось на этом завершить прослушивание, отменив в этот день выступление ещё трёх коллективов. Так же было и на концерте в Ярославле, когда зал двадцать минут аплодировал стоя, и на фестивале в 1972 года в Каунасе.
Популярность
Виталий Клейнот обладал многогранным талантом: он был блестящим саксофонистом с собственным неповторимым звуком, импровизатором, композитором, аранжировщиком. Участники его ансамбля вспоминают его и как грамотного руководителя, который готов был терпеливо и настойчиво работать с музыкантами, объясняя нюансы какой-либо музыкальной фразы, чтобы добиться нужного звучания, наполнить музыку правильной энергетикой, которую требовалось донести до слушателя.
О качестве исполняемой ансамблем музыки говорит и тот факт, что во время визита в Советский Союз Дюка Эллингтона в 1971 году группу Виталия Клейнота включили в число звёзд отечественного джаза, которые участвовали в совместном джем-сейшене.
Музыканты также были приглашены с сольным номером в Государственный театр эстрады для участия в сборном концерте, где они исполняли композицию Исайи Кофмана “Посвящение”.
После “Молодёжного”
В 1972 году “Кафе Молодёжное” перестало существовать как джаз-рок клуб. Некоторые музыканты группы Клейнота уехали из Союза. Коллектив распался, оставшись яркой страницей в истории джаза того времени.
С 1973 года Виталий Клейнот работал с различными группами. Одним из значимых проектов этого периода стал квартет из четырёх тенор саксофонов, в который, кроме Клейнота, входили Алексей Зубов, Сергей Гурбелошвили и Александр Родионов.
Также у Виталия Клейнота сложился интересный творческий проект с Георгием Гараняном. Это было время экспериментов. Используя самодельную аппаратуру, музыканты искали новые возможности звука, добиваясь новых выразительных тембров, которые использовали в своём исполнении.
Аранжировщик
Помимо игры на саксофоне Виталий Клейнот много времени посвящал музыкальной аранжировке и звукозаписи. Важной страницей в его творческой биографии стало сотрудничество с композитором Александром Зацепиным, с которым его познакомил Георгий Гаранян.
У Зацепина, который помимо всего прочего был ещё и увлечённым радиолюбителем, дома была самая передовая по тем временам записывающая студия, собранная буквально вручную. Виталий Клейнот в одном из интервью вспоминал: “В его [Зацепина] домашней студии на изготовленном отечественными умельцами оборудовании я со своей ритм-секцией (бас-гитара, ударные, гитара и клавишные) трудился круглые сутки.”
Сам Александр Зацепин отзывался о Клейноте как об универсальном музыканте и профессионале: “Да, он был универсал, играл все, и джаз, и рок, и очень много знал современной популярной музыки, стиль соул в том числе. Я работал с великими музыкантами, это и Георгий Гаранян, и Алексей Зубов, и другие музыканты, которые когда-то играли в оркестре Людвиковского, но когда надо было играть рок, им это было чуждо. Они играли со свингом, а когда надо играть ровные восьмушки, им приходилось ломать себя. А Клейнот привел новых музыкантов, чувствовавших пульс рока. Но, бывало, приходили люди, не знавшие нот, и Клейнот с ними сидел и занимался”.
Это сотрудничество длилось пять лет. Его результатом стали музыкальные треки к известным кинофильмам, среди которых “31 июня”, “Иван Васильевич меняет профессию”, “Между небом и землёй”, а также песни альбома “Зеркало души” Аллы Пугачёвой.
Продюсер
В конце 70-х Виталий Клейнот принял решение завершить карьеру профессионального музыканта. Тем не менее, его дальнейшая деятельность была тесно связана с музыкой. Он реализовал себя как продюсер и организатор. Среди его проектов был вокально-инструментальный ансамбль “Шестеро молодых”, созданный в 1978 году, в состав которого вошёл никому тогда ещё неизвестный Николай Расторгуев.
В дальнейшем акцент его интересов сместился в сторону музыкальной аппаратуры. В 1990-х годах он организовал компанию по производству акустических систем SoundBrass & KL Acoustic, а также занимался зарубежными поставками и комплектацией звукового оборудования.
Последние годы жизни Виталий Ефимович Клейнот провёл в Израиле, где умер в 2013 году.
Источники:
1. В.Марочкин «Зацепин, Клейнот и Ярушин. Что их связывало в середине 70-х?» https://dzen.ru/a/X3GEQf3mKXzjGzPD?referrer_clid=1400&
2. «Планы на будущее у меня есть…» Интервью с Александром Зацепиным https://audio-producer.ru/articles/plany-na-budushhee-u-menya-estintervyu-s-aleksandrom-zaczepinym/
3. О.Степурко «Группа Виталия Клейнота. Возвращение легенды» https://jazz-portal.blogspot.com/2009/06/blog-post_25.html
4. А.Товмасян «Воспоминания» https://www.jazz.ru/library/tovmasian/part08/
5. М.Кулль ««Аэлита», «КМ», «СП», или кафе нашей джазовой юности» https://biography.wikireading.ru/hX48lzqjA9
6. Виталий Ефимович Клейнот. Компания Sound Brass. https://www.show-master.ru/upload/iblock/353/show-master24.pdf