e-mail: zakaz@saxbird.ru
Беседа Тараса Гусарова, музыканта, вице-президента Всероссийской Ассоциации Саксофонистов с победителем первого Международного конкурса исполнителей на духовых инструментах «Дыхание» Георгием Джишкариани.
Тарас Гусаров: Сегодня мы находимся в салоне саксофонов “Bird”, и речь пойдет о Международном конкурсе исполнителей на духовых инструментах под названием «Дыхание», который проходил в апреле 2017 года в городе Кушва. У нас в гостях Георгий Джишкариани, который на этом конкурсе завоевал гран-при. И в приложение к этой премии получил замечательный инструмент - тенор саксофона фирмы P.Mauriat PMXT66RUL. Прекрасный инструмент, по моему мнению - более подробную информацию о нем мы узнаем из уст нашего сегодняшнего гостя.
Но мне бы хотелось вот с чего начать. Георгий, расскажи, пожалуйста, в целом о своем впечатлении от конкурса, как все было организовано, как все проходило по твоим ощущениям.
Георгий Джишкариани: Конкурс прошел в очень теплой атмосфере. Хотелось бы отметить, что люди, которые были связаны с организацией этого конкурса, были на самом деле рады событию, проходившему в их городе – в городе Кушва. Очень приятные учителя, педагоги. Несмотря на незначительный размер города, там внушительное количество музыкальных школ. И самое главное то, что людям было в радость работать с детьми, которые приехали на конкурс, с детьми разного возраста, и к каждому они находили свой подход и свой ключ.
Т.Г.: Я бы хотел добавить к сказанному, что на конкурсе было представлено международное жюри. Был представитель из Китая – Ду Ханфон, член Евразийской ассоциации саксофонистов. Председателем был Никита Зимин – президент Евразийской ассоциации саксофонистов. Была представительница из Украины– Анна Степановна из города Одессы. В составе жюри работал Андрей Большиянов, доцент Санкт-Петербургской консерватории, а также профессор Уральской государственной консерватории Игорь Паращук. И наш специальный гость, специалист по музыкальным связям компании Vandoren - Мартан Трио.
Поговорим, впрочем, о главном призе, который был предложен компанией P.Mauriat. Я знаю, что обычно бывает так: инструменты появляются на конкурсах, потом они тут же исчезают у исполнителей, которые их выиграли. Это связано прежде всего с тем, что в основном в качестве призов предоставляются альт и сопрано саксофоны, которые у исполнителей уже есть. У тебя же есть саксофон? Какие у тебя марки?
Г.Д.: У меня сопрано саксофон Selmer, 3-й серии, и альт саксофон тоже Selmer.
Т.Г.: По этой причине мы попросили, и в том числе компания P.Mauriat предложила сделать призом тенор саксофон – инструмент, который достаточно редко встречается среди классических исполнителей, насколько я знаю. И так получилось, что Георгию достался этот замечательный инструмент. Расскажи, пожалуйста, что тебе в нем понравилось, например, по звучанию. Времени после конкурса прошло немало – два с половиной месяца, - и ты продолжаешь на нем играть.
Г.Д.: Хочу заметить, что инструмент очень приятный. Потому что я, как человек, который никогда не играл на теноре, смог в полной мере ощутить богатство тембра, интересные характеристики звука в разных регистрах. Я хочу заметить, что этот инструмент по-настоящему подходит как начинающим музыкантам, так и профессионалам.
По моим наблюдениям саксофон соответствует всем качествам, которые должен иметь профессиональный инструмент. На самом деле я еще не особо смог понять всю прелесть тенор саксофона, так как играю на нем относительно недавно.
Т.Г.: То есть, можно сказать, что благодаря конкурсу, ты начал заниматься на теноре.
Г.Д.: Да, у меня очень приятное ощущение от инструмента. Саксофон стройный, у него богатый, насыщенный звук. Никаких проблем с техникой, механикой, легкость извлечения альтиссимо, то есть никаких преград для повышения своего профессионального уровня я не представляю.
Т.Г.: Хотелось бы добавить от себя несколько слов по поводу этой конкретной модели. Именно с этим саксофоном мы не раз ездили в Пермь, в оркестр Теодора Курентзиса. Никита Михайлович Зимин, наш коллега, президент Ассоциации, педагог, кстати, Георгия, гастролировал с ним по Европе, играл в Лондоне. Я сам лично исполнял на нем партию тенор саксофона в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта» с маэстро Теодором Курентзисом.
Хочу обратить внимание на то, что этот инструмент джазовый сам по себе. И, в принципе, фирма P.Mauriat позиционирует себя как производителя именно джазовых моделей. Правда, не так давно у них появился один классический инструмент. Но данный саксофон позиционируется именно как джазовый. И оказалось, что для классической музыки он тоже замечательно подходит и раскрывается своими красками, которые подчас непредсказуемы, в хорошем смысле этого слова.
Сам по себе инструмент академический, профессиональный, и на мой взгляд подходит для исполнения любой музыки. Тембрально он абсолютно выровнен. Я бы не сказал, что он ограничивается только джазовой, или только классической музыкой. Что-то среднее между классикой и джазом, и, если углубляться в том или ином направлении, он может очень достойно себя проявить.
Георгий, я хотел бы тебя спросить еще вот о чем. Инструмент побывал в твоих руках какое-то время, и в нем кое-что изменилось. Если мы обратим внимание, то внутри увидим кольцо. Что это такое?
Г.Д.: Кольцо это используется для понижения си-бемоля малой октавы. Также была немного индивидуализирована механика под меня – это делает каждый профессиональный музыкант.
Т.Г.: Где конкретно ты все это делал?
Г.Д.: В левой руке, и немного были выгнуты некоторые клапаны, слегка выровнена механика, и были изменены клапаны «ре-диез» и «до» для более удобного нажатия. Также были немного подправлены пробочки на клапане С5 для того, чтобы нота вверху не «высила». И, в принципе, инструмент больше не нуждался в каких-либо доработках. Это уже чисто индивидуальные вещи.
Т.Г.: Скажи, пожалуйста, а где ты все это обслуживал?
Г.Д.: Я свой саксофон обслуживаю у мастера, который работает в салоне саксофонов “Bird”, это Вячеслав Ковтун, прекрасный мастер.
Т.Г.: Я хотел бы добавить, что Вячеслав Ковтун работал на нашем конкурсе – он занимался обслуживанием и ремонтом инструментов в процессе работы. К нему подходили с разными проблемами как перед исполнением, так и после. Конкурс – достаточно волнительное мероприятие для участников. И Слава работал на всем его протяжении.
Г.Д.: Нужно отметить, что через руки Славы прошло большое количество саксофонов. Перед конкурсными выступлениями я показывал свои инструменты Славе, мы немного посмотрели, доработали.
Т.Г.: Мы немало хорошего сказали сегодня о 66-й модели тенор саксофона фирмы P.Mauriat. Но это наше мнение. Насколько я знаю, мундштуки, инструменты – это очень индивидуальные вещи. Поэтому я бы порекомендовал тем, кто подбирает себе инструмент, следующее: для того, чтобы понять насколько саксофон может подойти, насколько он может быть хорош, а может быть нет, его, конечно же, нужно пробовать. А если вы хотите попробовать, нужно просто прийти в салон саксофонов “Bird” – здесь представлена вся линейка саксофонов фирмы P.Mauriat. Вы можете спокойно прийти, попробовать их и сравнить с другими моделями. Тут много инструментов других фирм. Именно сравнение с другими моделями позволит получить свое собственное мнение о тембре инструмента, о строе, о звуке, об интонации, обо всем абсолютно.
Что касается доработок, то этот момент затрагивает не только какие-то конкретные инструменты. Насколько я знаю, дорабатывать можно любые инструменты любых марок, самые профессиональные, самые дорогие. Это вопросы именно механические.
Г.Д.: Это все индивидуальные вещи, которые нужно решать в зависимости от проблем, которые волнуют исполнителя.
Т.Г.: Это абсолютно нормально. И это, кстати говоря, улучшает звук, улучшает интонацию и многое другое. Я просто хотел бы обратить внимание на то, что любой профессиональный музыкант, начав играть на новом инструменте, ощущает, что что-то непривычно. Но со временем он либо привыкает к этим нюансам, либо идет к мастеру, например к Вячеславу Ковтуну, и что-то переделывает. Что же касается кольца – это вставка в раструб, которая выполнена из поролона. Я, в принципе, посоветовал бы делать его всем, потому что на всех тенор саксофонах и альтах любых марок, любых производителей нижний си-бемоль висит.
Г.Д.: Это все из-за физики инструмента, потому что в этом месте находится изгиб. И кольцо улучшает тон.
Т.Г.: В заключение нашего разговора я хочу поблагодарить тебя, Георгий, за то, что нашел время, зашел к нам. Я надеюсь, что ты будешь и дальше радовать публику исполнением разного рода произведений для тенор саксофона.