Салон саксофонов
Москва, 12-й проезд Марьиной рощи 8 стр 2
ежедневно 11:00 - 20:00
+7 (925) 509-28-04
Ремонтная
мастерская
+7 (926) 378-11-24

Роберт Анчиполовский: как стройно играть на саксофоне

22.06.2017 19389651_1240017979460310_1375996043_n.jpg«Просто!» - я слышу ваш ответ. - «Нужно только купить саксофон, который строит». Если бы всё было так просто… Известно, что даже самый почитаемый саксофон всех времён Selmer Mark VI тоже имеет «причуды» со строем.
С тех времён, как известно, конструкция и технология изготовления прошли большой путь, и большинство современных саксофонов (даже многие из дешевых китайских саксофонов, которые принято ругать) имеют вполне приличный строй, однако я сомневаюсь, чтобы существовал такой саксофон, о котором можно сказать, что он абсолютно стройный, как, например, электронный синтезатор. Даже скрипка позволяет прекрасно настроить свои четыре ноты, однако саксофон из-за своего акустического несовершенства, лежащего в основе его конструкции, имеет то, что вежливо именуют «тенденциями строя», и что проявляется в том, что точная настройка и воспроизведение одной ноты совсем не гарантирует, что любая другая нота также будет строить без некоторой корректировки её исполнителем.

Почему строй саксофона не совершенный?

Самый короткий ответ – потому, что саксофон – это акустически несовершенный инструмент. Он имеет конический канал, который, чтобы быть акустически «правильным», должен, сужаясь от эски, превратиться в точку. Очевидно, что это невозможно из-за того, что там расположен мундштук. Было бы идеально, если бы «недостающий объём» воображаемого продолжения эски состоял из объёма камеры мундштука. Прекрасно, за исключением того, что такие камеры обычно создают звук, который не соответствует требованиям современных исполнителей.
Хорошо, в случае со скрипкой мы часто думаем о том, что это плохой скрипач играет очень нестройно. Однако, если четыре струны настроены, то при игре на любой открытой из них, (как смычком, так и пиццикато) будут извлекаться более или менее стройные ноты (между тем, о стройности всех остальных нот нам придётся позаботиться!). Но для саксофона даже та нота, которая настроена, может звучать по-разному, в зависимости от того, как дует музыкант (форма и давление амбушюра, динамика и качество воздушной опоры) и от типа мундштука.

Так много переменных

В течении ХХ столетия саксофон превратился в один из наиболее универсальных инструментов в мире, способный воспроизводить колоссальное многообразие звуков и подходящий для различных стилей игры. Однако основной корпус инструмента всё ещё очень схож с тем, что был изобретён Адольфом Саксом. Наибольшие перемены претерпели структура и конструкция мундштука, что связано с требованиями джазовых и роковых исполнителей, искавших разнообразные и громкие звуки. Большинство джазовых и роковых музыкантов используют в настоящее время большое разнообразие мундштуков: маленькие камеры, широкие кончики, высокие мосты. Всё это может существенно влиять на строй саксофона: особая проблема может возникнуть при попытке использования современного мундштука с высоким мостом и маленькой камерой в паре с винтажным саксофоном, который был рассчитан на безмостовой мундштук с большой камерой.

Шаг1: настройка саксофона

Традиционно инструменты настраивают на концертное А (F# для альта и Н для тенора). Итак, если мы допустим, что музыкант имеет соответствующие данные для того, чтобы дуть в инструмент, будут ли при этом строить все другие ноты? К сожалению, едва ли, поскольку саксофон – это акустически несовершенный инструмент. Саксофонисты должны поработать своим амбушюром, чтобы другие ноты тоже строили.
Поскольку все саксофонисты должны уметь быстро настраивать саксофон, мы задвигаем мундштук дальше на эску, чтобы играть выше, и вытягиваем его, чтобы играть ниже. Однако всё это имеет смысл, если нам известно, как правильно дуть в инструмент. Предположив, что ваш амбушюр достаточно развит, следует принять во внимание некоторые другие моменты. Часто слишком сильный напор становится причиной понижения строя инструмента, поэтому настройку следует производить при умеренной динамике. Использование вибрато может занижать звук. Если вы используете вибрато постоянно, то настраивайтесь с вибрато. Если вы не пользуетесь вибрато, настраивайтесь без него. Если вы, как и большинство музыкантов, играете как с вибрато, так и без него, то имеет смысл настраиваться с вибрато, но иметь в виду, что при игре без него необходимо немного расслаблять амбушюр, чтобы избежать завышения.

Шаг 2: настройка остальных нот

Очень простое объяснение, как это сделать – это создать амбушюром несколько большее давление в случае заниженных нот и несколько расслабить амбушюр, если нота звучит завышенно. В принципе, вы компенсируете присущие саксофону недостатки в строе (в случае необходимости чрезмерной компенсации может оказаться, что потребуется рассмотреть другие вопросы, касающиеся инструмента, которые мы рассмотрим позже).
Хотя определённые ноты и обладают некоторыми тенденциями звучать завышенно или заниженно, единственный путь развить способность стройно играть – это развивать слух. Некоторые люди имеют от рождения абсолютный или очень хороший слух и могут быстро сказать, какая нота «высит» или «низит», и на сколько. Остальные должны тренировать свои уши, чтобы научиться лучше это распознавать.

Тенденции строя отдельных нот

Допустим , что настройка на концертное А выполнена. Следующее, что необходимо знать – это тенденции отдельных нот звучать заниженно или завышенно. Это зависит от инструмента, однако примерно выглядит это так:
Верхний регистр: ноты от D (нижняя нота верхнего регистра) и выше будут завышены за исключением F#, но D ( а возможно также Еb и Е) будут особенно склонны к завышению.
Нижний регистр: ноты от С# и ниже в нижнем регистре имеют тенденцию звучать заниженно (особенно открытое С#) за исключением А, B и С, которые обычно строят. Нижние Вb и B могут завышать.

Тенденции строя инструмента

X4Mvu49meWs.jpg
Это не твёрдые правила, однако могут быть применены для обозначения проблемы.

-------------------------------------Завышает----------------Занижает

Положение мундштука-----Задвинут-------------------Выдвинут
Динамика -----------------------Тихо -------------------------Громко
Амбушюр-------------------------Собран --------------------Расслаблен
Пасть мундштука -----------Закрытая -----------------Открытая
Жёсткость трости --------Жёсткая -------------------Мягкая
Высота клапана --------------Открыт ---------------------Прикрыт
Температура ------------------Тепло -----------------------Холодно

  Познакомимся теперь ближе с этими аспектами настройки.

Вибрато

Обычно вибрато достигается путём периодического расслабления челюсти с более или менее регулярной пульсацией, что создаёт один из видов волнового эффекта. Когда челюсть расслабляется, нота звучит ниже, что ведёт к среднему понижению строя. Реально это понижение воспринимается нами не настолько большим, как следовало бы из логики, поскольку наши уши, вероятно, более чувствительны к звучанию более высоких звуков этой «волны», однако я определил, что в целом строй понижается. Следует сказать, что вибрато помогает замаскировать несовершенную интонацию, хотя это не должно быть причиной её использования.
Жёсткость трости
Более мягкая трость приводит к понижению строя. Это не означает, что с мягкой тростью вы будете играть занижено, но это только тогда, когда вы настраивались с этой же тростью. Если вы настраивались с жёсткой тростью, потом установили мягкую, то не удивляйтесь, что строй понизился.

Электронные тьюнеры

Может ли это помочь? И да и нет. Тьюнеры хороши для настройки вашей настроечной ноты или как эталон, т.е. способ определить некоторые ноты, которые звучат менее стройно чем остальные. Однако они никогда не заменят ваши уши. Игра гамм и длинных нот при постоянном слежении за тьюнером может оказаться контрпродуктивной. Однако беглый взгляд, брошенный иногда в сторону тьюнера, после того как вы начали играть ноту, может оказаться очень полезным для определения, стройно ли вы играете. Важно не зацикливаться в поисках совершенства.

Не беспокойтесь

Порою очень хорошо находиться в пределах +/- 0,5 цента от точной высоты ноты и больше зависеть от музыки, которую вы играете. Иногда чем больше вы заботитесь о строе, тем он хуже.

Проверочный список строя

Строит ли саксофон?

Есть саксофоны, которые просто плохо изготовлены. Если вы сомневаетесь в том, что саксофон строит, отнесите его к хорошему мастеру. Мастер должен быть сам саксофонистом. Хороший учитель тоже должен уметь распознать нестройный саксофон.

Это инструмент с высоким строем?

До середины ХХ столетия были следующие стандарты строя – верхний (high pitch) и нижний (low pitch). Позже, как стандарт, был принят нижний. Если у вас старый саксофон, то он может иметь высокий строй (на полутон выше) и никогда не будет строить в современных оркестрах или с синтезаторами.

Все ноты либо завышены, либо занижены.

Это указывает на неправильное положение мундштука.
Неправильно выставлена высота открытия клапанов.
Опять же, хороший мастер это определит. Если проблема в этом, то её можно устранить очень быстро.

Замечают ли проблему только другие?
19397718_1240017722793669_1133418172_n.jpg
Это означает, что вам необходимо поработать над вашим слухом. В идеале вы должны слышать звучание ноты в голове, прежде чем её сыграть, тогда вы моментально определите, «высит» нота или «низит». Если у вас с этим нелады, попробуйте упражнения для развития слуха, просмотрите упражнения для голоса. Большую помощь в обучении правильному интонированию может оказать участие в хоре.

Действительно ли это проблема?

Это может быть спорным, однако существуют некоторые музыкальные стили, которые не требуют совершенной интонации. Некоторые величайшие легенды джаза - Паркер, Маклин, Колмен не играли с совершенной интонацией. Блюзовый стиль предполагает частое использование бендовых нот и часто в той или иной степени заниженных, хотя таким образом звучит технически не стройно, зато в стиле.

Что лучше - занижать или завышать?

Человеческое ухо имеет тенденцию воспринимать заниженный звук как более неприятный по сравнению с завышенным. Известно, например, что Чарли Паркер часто завышал, и всё же считается многими лучшим саксофонистом всех времён. Выражаясь словами моего коллеги – лучше завышать, чем играть нестройно.

Возврат к списку