Салон саксофонов
Москва, 12-й проезд Марьиной рощи 8 стр 2
ежедневно 11:00 - 20:00
+7 (925) 509-28-04

e-mail: zakaz@saxbird.ru

WhatsApp
Ремонтная
мастерская
+7 (925) 509-28-04

Роберт Анчиполовский: транспонирование для джазового музыканта

27.05.2020
Что такого важного в транспонировании? Почему я должен найти время, чтобы научиться играть песню более чем в одной тональности? Разве недостаточно научиться играть мелодию в одной тональности?

Есть много случаев, когда транспонирование является очень полезным навыком. Возможно, вам придется играть джазовый стандарт в другой тональности, отличной от оригинальной, по ряду причин. Есть несколько вариантов, когда транспонирование является необходимым. Транспонирование важно, когда:

- вы играете мелодию в нестандартной тональности,

- вы работаете с вокалистом,

- мелодия обычно играется в разных тональностях,

- другие музыканты проверяют вашу способность, играя мелодию в другой тональности, и в различных других ситуациях.

Транспонирование не так сложно, когда вы думаете о мелодии как о номерах ступеней аккорда. Когда я вижу последовательность аккордов, которую мне нужно на лету транспонировать в другую тональность, я сначала думаю о гармонической последовательности как о номерах ступеней, а не об отдельных аккордах. Чтобы показать, как это работает, вот пример: простой блюз в С.

Figure 1

C F C C

F F C C

G F C C

Если вы возьмете аккорд от каждой ноты в до мажорной тональности (C, D, E, F, G, A, B, C), вы получите следующие аккорды:

Figure 2

C, Dm, Em, F, G, Am, Bdim, C

Если мы присвоим номер каждому аккорду, то мы получим:

Figure 3

C Dm Em F G Am Bdim C

I ii iii IV V vi viidim I

Три аккорда этого простого блюза - это C, F и G. Это прогрессия I, IV, V, которая является наиболее распространенной прогрессией в блюзе, роке и поп-музыке, хотя прогрессия ii-VI чаще встречается в джазе. Блюз в Figure 1 теперь становится:

Figure 4

I IV I I

IV IV I I

V IV I I

Подумайте, вот над чем! Если мы транспонируем эту часть в другую тональность, НОМЕРА СТУПЕНЕЙ НЕ ИЗМЕНЯТСЯ! Например, в тональности Bb мы имеем эти аккорды:

Figure 5

Bb Cm Dm Eb F Gm Adim Bb

I ii iii IV V vi viidim I

Зная это, если мы транспонируем эту блюзовую прогрессию в Bb, то мы превратим Figure 1 в:

Figure 4 опять

I IV I I

IV IV I I

V IV I I

и потом в:

Figure 6

Bb Eb Bb Bb

Eb Eb Bb Bb

F Eb Bb Bb

Мы просто транспонировали C Blues в Bb Blues!

В то время как аккорды менялись, номера ступеней никогда не менялись. Гораздо легче транспонировать, когда вы думаете о числах. Когда вы усвоите гаммы и аккорды, станет очень легко думать о числах, и тогда вы можете начать транспонировать песни, даже не думая об этом!

При изучении джазовых стандартов очень полезно учить мелодии, используя номера ступеней, а не только индивидуальные аккорды. Наиболее распространенной прогрессией в джазе является II-V-I. В тональности C это Dm, G, C, как Figure 3. Когда вы начнете распознавать ii-V-I и другие паттерны в изучаемых вами мелодиях, ваша игра улучшится, и тональность больше не будет иметь значения!

Начните с джазовых стандартов из «Real Book» или других сборников и начните писать их в виде цифр вместо аккордов.

Вы также можете транспонировать, фразы (лики), мелодии и аккордовые последовательности в разные тональности. В конечном итоге весь этот процесс становится молниеносным. В конце концов вы сможете играть любую песню в любой тональности.

foto_anchipolovskiy.jpg
    
    Роберт Анчиполовский










7ff7e6d37b9598eb6d8527f0566cb5e8.jpg










Текора роджерс.jpg











29386519_1500309123431193_8719323380894924800_n.jpg













29425369_1500309256764513_4180844066415575040_n.jpg


Возврат к списку