e-mail: zakaz@saxbird.ru
Что такого важного в транспонировании? Почему я должен найти время, чтобы научиться играть песню более чем в одной тональности? Разве недостаточно научиться играть мелодию в одной тональности?Есть много случаев, когда транспонирование является очень полезным навыком. Возможно, вам придется играть джазовый стандарт в другой тональности, отличной от оригинальной, по ряду причин. Есть несколько вариантов, когда транспонирование является необходимым. Транспонирование важно, когда:
- вы играете мелодию в нестандартной тональности,
- вы работаете с вокалистом,
- мелодия обычно играется в разных тональностях,
- другие музыканты проверяют вашу способность, играя мелодию в другой тональности, и в различных других ситуациях.
Транспонирование не так сложно, когда вы думаете о мелодии как о номерах ступеней аккорда. Когда я вижу последовательность аккордов, которую мне нужно на лету транспонировать в другую тональность, я сначала думаю о гармонической последовательности как о номерах ступеней, а не об отдельных аккордах. Чтобы показать, как это работает, вот пример: простой блюз в С.
Figure 1
C F C C
F F C C
G F C C
Если вы возьмете аккорд от каждой ноты в до мажорной тональности (C, D, E, F, G, A, B, C), вы получите следующие аккорды:
Figure 2
C, Dm, Em, F, G, Am, Bdim, C
Если мы присвоим номер каждому аккорду, то мы получим:
Figure 3
C Dm Em F G Am Bdim C
I ii iii IV V vi viidim I
Три аккорда этого простого блюза - это C, F и G. Это прогрессия I, IV, V, которая является наиболее распространенной прогрессией в блюзе, роке и поп-музыке, хотя прогрессия ii-VI чаще встречается в джазе. Блюз в Figure 1 теперь становится:
Figure 4
I IV I I
IV IV I I
V IV I I
Подумайте, вот над чем! Если мы транспонируем эту часть в другую тональность, НОМЕРА СТУПЕНЕЙ НЕ ИЗМЕНЯТСЯ! Например, в тональности Bb мы имеем эти аккорды:
Figure 5
Bb Cm Dm Eb F Gm Adim Bb
I ii iii IV V vi viidim I
Зная это, если мы транспонируем эту блюзовую прогрессию в Bb, то мы превратим Figure 1 в:
Figure 4 опять
I IV I I
IV IV I I
V IV I I
и потом в:
Figure 6
Bb Eb Bb Bb
Eb Eb Bb Bb
F Eb Bb Bb
Мы просто транспонировали C Blues в Bb Blues!
В то время как аккорды менялись, номера ступеней никогда не менялись. Гораздо легче транспонировать, когда вы думаете о числах. Когда вы усвоите гаммы и аккорды, станет очень легко думать о числах, и тогда вы можете начать транспонировать песни, даже не думая об этом!
При изучении джазовых стандартов очень полезно учить мелодии, используя номера ступеней, а не только индивидуальные аккорды. Наиболее распространенной прогрессией в джазе является II-V-I. В тональности C это Dm, G, C, как Figure 3. Когда вы начнете распознавать ii-V-I и другие паттерны в изучаемых вами мелодиях, ваша игра улучшится, и тональность больше не будет иметь значения!
Начните с джазовых стандартов из «Real Book» или других сборников и начните писать их в виде цифр вместо аккордов.
Вы также можете транспонировать, фразы (лики), мелодии и аккордовые последовательности в разные тональности. В конечном итоге весь этот процесс становится молниеносным. В конце концов вы сможете играть любую песню в любой тональности.
Роберт Анчиполовский