e-mail: zakaz@saxbird.ru
Сегодня большая часть музыкального словарного запаса джаза прямо или косвенно исходит от бибопа. Несмотря на то, что ему уже более полувека, бибоп продолжает захватывать уши и воображение любителей музыки как уникальный подстиль изощренного джаза.
Bebop появился примерно в 1940-х годах и ассоциируется с Charlie Parker, Dizzy Gillespie, Bud Powell, Charlie Christian, Max Roach, Thelonious Monk, Oscar Pettiford и т.д. Есть много свойств, которые делают бибоп особенным, включая упор на быстрые темпы, более хроматический, гармонический словарный запас и более длинные асимметричные мелодии и ритмические фразы.
Вы могли бы потратить целую жизнь на изучение бибопа, не исчерпав всего, что он может предложить. Однако, есть пара относительно простых концепций, которые вы можете начать применять в своей игре, и которые помогут вам получить доступ к стилю бибоп немедленно.
Итак, начните заниматься и применять эти концепции в своей игре и посмотрите, как они помогут вам:
Основатели бибопа славились созданием ритмического возбуждения и ощущения энергичного движения вперед своими импровизациями. Игра Чарли Паркера захватывающая с точки зрения ритма. Одним из способов, с помощью которого Паркер достигает таких убедительных ритмических фраз, является частое использование синкоп, особенно начало фразы “upbeats” на слабую долю такта (или на последнюю слабую долю такта).
Другая ключевая ритмическая фишка, которою использует Паркер, - это смещение ритма с повторяющимися фразами, воспроизведение ритмической фразы и последующее ее повторение с началом в другой части такта (эта техника часто приводит к созданию асимметричных фраз).
Давайте посмотрим, как это работает в композиции Паркера “Billie's Bounce”.
Это известная блюзовая тема, которую многие джазовые музыканты знают и регулярно исполняют. Послушайте и обратите внимание, как каждая фраза начинается с “upbeat” на слабую долю. Это очень синкопированная мелодия.
Во-вторых, обратите внимание, как записаны и группируются ноты в первых 4 тактах (которые имеют особенно “bouncy” оживленный ритм, что могло повлиять на название песни), не выстраивается фраза симметрично в 4-тактовой структуре в размере 4/4.
Обычно в более “квадратной” композиции можно ожидать, что фразы будут выстраиваться более или менее симметрично, то есть они будут начинаться в первую долю и группироваться в такте четко на 8-восьмых, 4-четверти и 2 половинки. “Billie's Bounce” имеет выдающийся ритмический мотив, который начинается из-за такта и продолжается до 4 такта, который начинается в первую долю.
Этот ритмический мотив в основном представляет собой синкопированную 3-четвертную фразу, наложенную на размер 4/4, что приводит к асимметричной фразе с ритмическим смещением. Вот что я имею в виду в нотах (обратите внимание на то, как ритмическая линия выстраивается симметрично в каждом такте, когда записывается на 3/4, подразумевая как ритмическую идею 3/4, смещенную и наложенную на фразу 4/4).
Волнение и интерес мелодии являются результатом попыток нашего мозга разобраться в противоречивой информации (размер 4/4 с пульсацией фраз на 3/4). Противоречивая информация приводит к музыкальному ожиданию: нами овладевает на каком-то подсознательном уровне, даже если мы не осознаем этого, чувство освежающей и стимулирующей неопределенности (“куда движется эта фраза…?”).
Все это происходит с молниеносной скоростью в пределах нескольких тактов. “Billie's Bounce” показывает нам мощь некоторых классических ритмических фишек бибопа: сочетание синкоп, ритмического смещения и асимметричных фраз.
Частью того, что делает бибоп инновационным с точки зрения мелодии, является его более широкое использование хроматизма.
Два способа, которые джазовые музыканты понимают хроматические или “недиатонические” (то есть “не полученные из нот тональной гаммы») ноты в бибопе, - это концепции джазовой теории вводных тонов и гамм бибопа.
Музыканты бибопа лихо начали эксплуатировать и изменять аккорды в джазовой гармонии. Базовый септ 7-й аккорд включает в себя основные тона, 3, 5 и 7 ступени, но даже самые основные современные джазовые аккорды часто включают 9, 11 и /или 13 ступени в большинстве аккордов.
Первопроходцы джазовой музыки и музыканты до свинговой эпохи, такие как “Jelly Roll” Morton и Bix Beiderbecke, уже исследовали более красочные гармонии с расширением аккордов, но более сложная джазовая гармония действительно взлетела к тому времени, когда композиторы, такие как Duke Ellington, пришли в эпоху биг-бэндов. По мере того, как гармонический словарь джаза продолжал расширяться и развиваться в эпоху позднего свинга (примерно в конце 1930-х годов), джазовые музыканты, возглавлявшие движение, которое мы сейчас называем бибопом, начали эксплуатировать и альтерировать более “красочные” расширения аккордов, особенно 9 и 13 ступени. Поэтому постарайтесь выстроить линии, в которых будут звучать расширения аккордов, чтобы добавить немного “бибопового” саунда к вашим импровизациям.
Отличный способ заниматься созданием линий, которые звучат особым образом, - это подумать о создании мелодий на основе контрольных тонов. Вот пример линии контрольного тона на мажор 2-5-1, который использует верхние расширения аккордов, которые вы можете начать исследовать в качестве отправной точки или основы для создания мелодических линий (основные контрольные тона выделены нотами, а затем приводится пример мелодии, созданной на основе контрольных тонов).
Если вы будете комбинировать эти три музыкальные способа, вы сможете уверенно импровизировать в стиле бибоп.
Удачных занятий!