Салон саксофонов
Москва, 12-й проезд Марьиной рощи 8 стр 2
ежедневно 11:00 - 20:00
+7 (925) 509-28-04
Ремонтная
мастерская
+7 (926) 378-11-24

Роберт Анчиполовский: важные принципы эффективной практики.

23.04.2020

   
         Сколько часов в день нужно заниматься? 2 часа? 4 часа? 8 часов? 12 часов? Сколько достаточно?

Бывает ли слишком много занятий? Существует ли оптимальное количество часов, в течение которых мы должны заниматься?

Что говорят исполнители?

Некоторые из великих артистов 20-го века высказывали свои мысли по этим вопросам. Помню, несколько лет назад я читал интервью с Рубинштейном, в котором он заявил, что никто не должен практиковаться более четырех часов в день, объяснив это тем, что, если вам нужно практиковать более четырех часов в день, вы, вероятно, делаете это неправильно.

Другие великие артисты также выражали подобные мысли. Скрипач Натан Мильштейн, говорят, однажды спросил своего учителя Леопольда Ауэра, сколько часов в день он должен заниматься. Ауэр ответил: "Если будете заниматься пальцами, то придется весь день. Если же будете практиковать голову, то вам потребуется часа полтора".

Хейфец также отмечал, что он никогда не верил в практику слишком много, и что чрезмерная практика "так же плоха, как практикующие слишком мало!" Он утверждал, что практиковался в среднем не более трех часов в день, а по воскресеньям не занимался вообще. Вы знаете, это не плохая идея: один из моих собственных учителей, Дональд Вейлерстейн, раз предложил мне установить 24-часовой период времени каждую неделю, когда мне не разрешалось брать в руки инструмент.

Что говорят психологи?

Когда дело доходит до понимания опыта и навыка исполнительства, ведущим авторитетом в мире по этому вопросу, пожалуй, можно назвать психолога д-ра К.Андерса Эрикссона. Его исследование является основой для "правила десяти лет" и "правила 10 000-часов", которые предполагают, что требуется не менее десяти лет и / или 10 000 часов сознательной практики для достижения экспертного уровня производительности в любой области, а в случае с музыкантами часто ближе к 25 годам, чтобы достичь элитного международного уровня.

Обратите внимание, что реальным ключевым моментом здесь является не количество требующейся практики, а тип практики, необходимый для достижения экспертного уровня производительности. Другими словами, простая практика не будет засчитана.

Бессмысленная практика.

Вы когда-нибудь слушали, как кто-то занимается? Вы когда-нибудь слушали, как вы сами занимаетесь, если на то пошло? Запишите себя на магнитофон в течение часа, прогуляйтесь по коридорам школы и подслушайте, как занимаются ваши сокурсники, или попросите ваших студентов представить, что они у себя дома, и посмотрите их практику во время урока. Что вы заметите?

Вы заметите, что большинство людей занимаются довольно бездумно, либо пускаются в простое повторение ("отрабатываем этот отрывок 10 раз" или "отрабатываем эту пьесу в течение 30 минут") или тренируются на автопилоте (это когда мы играем всю пьесу, пока мы не услышим, то, что нам не нравится, останавливаемся, повторяем отрывок еще раз, пока он не зазвучит лучше, и продолжаем всю пьесу, пока мы не услышим следующее, чем мы не удовлетворены, и с этого момента мы начинаем весь процесс заново).

Существуют три основные проблемы, возникающие при бессмысленном методе практики.

1. Это пустая трата времени.

Почему? С одной стороны, когда мы практикуем таким образом, обучение оказывается весьма малопродуктивным. Вы можете практиковать произведение в течение нескольких часов, дней или недель и так до конца и не почувствовать, что существенно улучшили все. Что еще хуже, практикуя таким образом, вы на самом деле копаете себе яму, потому, что эта модель, действительно, закрепляет нежелательные привычки и ошибки, в буквальном смысле делает их более вероятными, так что вы будете ошибаться более последовательно в будущем. Эти привычки и тенденции будет гораздо труднее исправить в дальнейшем, и на их устранение потребуется гораздо больше времени. Однажды я работал с профессором по саксофону, который любил напоминать своим студентам, что "практика не создает совершенства, практика создает постоянство".

2. Это делает вас менее уверенным.

Кроме того, практикующие этот путь, на самом деле вредят своей уверенности, так как внутри вас есть часть, которая понимает, что вы действительно не знаете, как постоянно доводить дело до результатов, к которым вы стремитесь. Даже если вы установите довольно высокий процент успеха в самых трудных пассажах через бессмысленную практику и обнаружите, что вы можете правильно сыграть в трёх или четырёх случаях из каждых пяти попыток, ваша уверенность от этого вырастет ненамного. Настоящая уверенность на сцене приходит от: а) возможности сыграть 10 раз из 10 попыток; б) знания, что это не совпадение, и что вы можете сделать всё правильно по собственному желанию, потому что это самое главное; в) вы знаете точно, почему вы можете сыграть пассаж или ошибиться в нем - то есть вы точно знаете, что вам нужно сделать, с точки зрения техники, чтобы играть пассаж отлично каждый раз.

Вы не можете быть в состоянии играть его отлично каждый раз с самого начала, но именно для этого и предназначено повторение - укрепить правильные привычки, пока они не станут сильнее, чем вредные. Это немного похоже на попытку вырастить приятный глазу газон. Вместо того чтобы бесконечно бороться с сорняками, лучше потратить это время на попытки культивировать траву так, что она со временем вытеснит сорняки.

И вот тут присутствует важная особенность. Мы, как правило, практикуемся бессознательно, а затем в конечном итоге пытаемся выступить осознанно, и это не лучшая формула успеха. Напомню, что при выходе на сцену у музыканта есть тенденция переходить в режим гипер-аналитического левого полушария мозга. Но если большую часть своей практики вы делали бессознательно, то оказывается, что вы действительно не знаете, как играть произведение уже по своему желанию. Когда ваш мозг вдруг переходит в полный сознательный режим, вы в конечном итоге теряете контроль, потому что вы не знаете, какие команды надо дать вашему мозгу.

3. Это утомительно и скучно.

Бездумная практика является рутиной. Музыка не может быть сферой деятельности, основанной на навыках, где цели занятий измеряются в единицах времени. У нас у всех были учителя, которые говорили нам вернуться домой и отрабатывать определенный пассаж Х раз, или заниматься Х количество часов, не так ли? Что нам действительно нужно - более конкретные задачи, нацеленные на результат: такие, как, практика этого отрывка, пока она не звучит как _____, или заниматься этим пассажем, пока вы не сможете понять, как заставить его звучать подобно _____.

В конце концов, это действительно не имеет значения, сколько времени мы проводим, практикуя что-то, - важно только то, что мы узнаем, как воспроизводить результат, которого мы хотим добиться, и то, что можем далее повторять его по требованию.

Сознательная практика.

Так что же такое преднамеренная или сознательная практика? Сознательная практика – это систематическая и высоко структурированная деятельность, которая является, за неимением лучшего слова, научной. Это активный и вдумчивый процесс экспериментирования с четкими целями и гипотезами вместо бессмысленных проб и ошибок. Скрипач Павел Кантор однажды сказал, что комната для занятий должна быть как лаборатория, где можно свободно возиться с разными идеями, как музыкальными, так и техническими, чтобы увидеть, что сочетание ингредиентов производит результат, который вы ищете.

Осознанная практика часто медленна и включает в себя повторение небольших и очень конкретных отрезков вашего репертуара, а не просто сквозное проигрывание. Это может быть, например, работа только над первой нотой вашего соло, чтобы убедиться, что она "говорит" именно так, как вы хотите, вместо того, чтобы играть всю начальную фразу.

Осознанная практика включает в себя мониторинг своего исполнения (в режиме реального времени, а также и с помощью записи), постоянный поиск новых путей для совершенствования. Это означает действительно слушать то, что происходит, чтобы вы могли сказать себе, что именно пошло не так. Например, был первая нота слишком резкой? Плоской? Слишком громкой? Слишком тихой? Слишком грубой? Слишком короткой? Слишком длинной?

Допустим, что нота была слишком резкой и слишком долгой, не хватало атаки в ее начале. Ну, а насколько резка она оказалась? Немного? Много? Насколько дольше была нота, чем вы бы хотели? Сколько еще атаки вы бы хотели?

Хорошо, нота была немного резкой, на волосок слишком длинной, и требуется более четкая атака для того, чтобы оказаться в соответствии с отмеченной артикуляцией и динамикой в тексте. Так почему же нота оказалась резкой? Что вы сделали? Что нужно сделать, чтобы убедиться, что нота отлично гармонирует каждый раз? Как вам гарантировать, чтобы длина оказалась точно такой, как вы хотите, и каким образом вы получаете неизменно чистую и ясную атаку (речь идет о скрипке), чтобы начать ноту в должном настроении?

Теперь давайте представим, что вы записали все это и можете слушать, как эта последняя попытка звучала. Значит ли это, что такая комбинация ингредиентов дает вам желаемый результат? Другими словами, значит ли, что это сочетание компонентов передает настроение или характер, который вы хотите донести до слушателя с той степенью эффективности, на какую вы рассчитываете?

Немногие музыканты находят время, чтобы остановиться, проанализировать, что пошло не так, почему это произошло, и как они могут исправить ошибку навсегда.

Сколько часов в день я должен заниматься?

Вы обнаружите, что осознанная практика очень изматывает, учитывая огромное количество энергии, требуемой для сохранения полной сосредоточенности на задаче. Заниматься более одного часа за один раз, вероятно, будет непродуктивно и, вероятно, даже невозможно умственно или эмоционально. Даже самым преданным людям будет трудно практиковать более четырех часов в день.

В исследованиях варьировалась длина повседневной практики от 1 часа до 8 часов, и результаты показывают, что зачастую мало пользы от практики более 4 часов в день, и что на самом деле качество начинает снижаться после двухчасовой отметки. Ключ в том, чтобы следить за уровнем концентрации, которую вы в состоянии выдержать.

5 моментов для более эффективной практики.

1. Длительность.

Ограничивайте длительность занятий, чтобы оставаться сфокусированным. Их продолжительность может быть как 10-20 минут для юных учеников, так и достигать 45-60 минут для людей старшего возраста.

2. Контроль времени.

Проследите в течение дня, в какие часы у вас, как правило, больше всего энергии. Это может быть утро, или время прямо перед обедом и т.д. Попробуйте организовать ваши занятия в эти наиболее плодотворные периоды, когда вы можете максимально сосредоточиться и думать наиболее четко.

3. Цели.

Попробуйте использовать блокнот для записей. Следите за своими целями и практикой, записывайте то, что вы обнаружите во время занятий. Ключ к вхождению в "зону" в том, что во время занятий необходимо постоянно стремится иметь ясность намерения. Другими словами, вы должны иметь четкое представление о том звуке, который вы хотите произвести, или конкретная формулировка того, что вы хотели бы попробовать, или конкретная артикуляция, интонация и т.д., которые вы хотели бы быть в состоянии выполнить последовательно.

Когда вы что-нибудь обнаружите, запишите. Когда я стал практиковаться более осознанно, я начал многое замечать во время занятий, и если бы не стал всё записывать, то, наверняка, забыл бы.

4. Умнее, а не упорнее.

Иногда, если определенный пассаж не выходит так, как мы хотим, это просто означает, что мы должны больше его отрабатывать. Однако есть случаи, когда необходимо не столько упорство, сколько другая стратегия или техника.

Я помню, как боролся с вариантами пиццикато в левой руке в 24 Каприсе Паганини. Я потерял терпение и пытался все упорнее и упорнее заставить ноты говорить, но все, что я получал, была боль пальцев, два из которых фактически начали кровоточить. Я понял, что должен быть умнее и найти более эффективный способ достижения моей цели.

Вместо того, чтобы упорно усердствовать в стратегии или технике, которая для меня не работает, я заставил себя прекратить заниматься этой частью целиком. Я устроил мозговой штурм в поиске различных решений проблемы и в течение дня или около того записывал идеи, чтобы попробовать, как они будут работать. Когда я почувствовал, что пришел к некоторым перспективным решениям, я просто начал экспериментировать. В конце концов я нашёл необходимый способ, над которым работал в течение следующей недели или около того, и, когда я играл Каприс моему учителю, он спросил меня, как я добился того, чтобы ноты звучали так ясно!

5. Модель решения проблем.

Рассмотрите эту 6-ступенчатую ​​общую модель решения проблем, приведенную ниже (взято из различных процессов решения проблемы онлайн).

    - Определите проблему (как я хочу, чтобы эта нота / фраза зазвучала?).

    - Анализ проблемы (что является причиной, чтобы это звучало так?).

    - Выявление потенциальных решений (то, что я могу настроить, чтобы это звучало ближе к тому, как я хочу?).

    - Проверьте возможные решения, чтобы выбрать наиболее эффективное (какие хитрости, кажется, работают лучше?)

    - Реализуйте лучшее решение (сделать эти изменения постоянными).

    - Мониторинг реализации (эти изменения продолжают давать результаты, которые я ищу?)

Или еще проще, на этой модели книги «Код таланта» от Дэниела Койла.

    - Выберите цель.

    - Двигайтесь к ней.

    - Оцените разрыв между целью и достигнутым.

    - Возврат к первому шагу.

Не имеет значения, говорим ли мы о совершенствовании техники, или экспериментируем с различными музыкальными идеями. Любая модель, которая поощряет более систематические, активные мысли и четко сформулированные цели поможет сократить потери, неэффективное время практики.

В конце концов, кто хочет провести весь день в комнате для занятий? Садись, сделай работу, и убирайся!


OqFd2YYp0Xg.jpg


Роберт Анчиполовский
























unnamed.jpg




















96151891_10215535740860599_7733226858560356352_n.jpg






























X4Mvu49meWs.jpg



























a92d66984d27a2ea6dc9f71d3480d494.jpg






















29366383_1500309173431188_3196720609107116032_n.jpg


  


Возврат к списку